Автор: Кристина Суворова
В Перми продемонстрировали систему оплаты проезда бесконтактными картами и электронными устройствами с технологией NFC. Она заработала в тестовом режиме на базе МУП «Пермгорэлектрторанс». Эксперимент продлится до тех пор, пока пассажиры не совершат 250 тысяч транзакций. После этого подведут итоги теста, и муниципальное предприятие проведет отбор подрядчика, который станет обслуживать систему «на постоянной основе». Планируется, что это произойдет до конца 2018 года.
В презентации принял участие губернатор Пермского края Максим Решетников и рассказал о потенциале и перспективах транспортной отрасли, назвав ее одним из важнейших приоритетов власти. Ранее специально созданная рабочая группа подготовила концепцию развития пассажирских перевозок, она обсуждалась на нескольких встречах с главой региона. Речь идет о комплексных изменениях, включающих новые взаимоотношения с перевозчиками, оптимизацию маршрутной сети, создание линейки тарифных планов для пассажиров и в перспективе – переход к бескондукторной системе оплаты проезда.
Губернатор отметил, что необходимо предоставить пассажирам принципиально другой уровень комфорта. «Мы сейчас прорабатываем очень большие изменения. Они связаны, в первую очередь, с переходом от «обслуживания маршрутов» к заказу «транспортной работы». Задача перевозчиков будет состоять в том, чтобы точно выполнять расписание, на хороших, чистых автобусах, поддерживать их техническое состояние. А выручку будет собирать муниципалитет, либо государственная структура», – рассказал он.
Как сообщал Business Class, муниципалитет планирует покупать километры автопробега. Общая начальная цена контрактов на весь объем транспортной работы, который выполняется сейчас, оценивается в 9,5 млрд рублей. За счет оптимизации маршрутной сети этот показатель планируется снизить до 7,5 млрд рублей. Власти также рассчитывают, что в ходе конкурентной борьбы на торгах перевозчики снизят стоимость еще на 20% (то есть примерно до 5 млрд рублей).
По словам главы Перми Дмитрия Самойлова, оптимизировать маршрутную сеть планируется, в первую очередь, в части автобусного движения. При разработке концепции заявлялось, что новая сеть должна базироваться на ряде принципов: снижение транзита автобусных маршрутов через центр города, ориентация на подвоз пассажиров из отдаленных районов к трамвайной сети, организация городских транспортно-пересадочных пунктов в местах пересадки. «Стыковки, короткие маршруты с большей частотой движения – то, что говорят транспортники, кажется логичным», – отметил Максим Решетников.
По его словам, для работы такой системы нужно создать «тарифное меню». «Надо внедрять опыт других городов, где применяются принцип: чем больше поездок пассажир приобретает, тем ниже стоимость каждой из них. Дать возможность купить билет на определенное время, в течение которого доступно неограниченное количество пересадок», – пояснил губернатор. Для полноценного функционирования системы пересадок, необходимо, чтобыновый способ оплаты был внедрен на всех видах транспорта. «Конечно, хотелось бы «в целевом виде» сделать систему безналичной полностью, потому что сумки с мелочью это вчерашний день», – добавил Максим Решетников.
Он отмечает, что в плане внедрения новых технологий власти готовы пойти дальше простого «безнала». «Мы обсуждаем возможность оплаты проезда с использованием технологии персональной идентификации. Система будет опознавать лица пассажиров. Конечно, это рассматривается в качестве добровольного дополнительного транспортного сервиса», – рассказал глава региона.
Дмитрий Красюков, руководитель компании «Центр информирования населения», которая сделала властям предложение об использовании технологии, рассказал Business Class о возможностях разработки. «В ее основе лежит система видеонаблюдения, которая записывает все, что происходит в салоне и на проезжей части. Позволяет демонстрировать пассажирам информацию на находящихся внутри экранах. Один из сервисов – распознавание лиц, использовать его можно по-разному. Сравнивать идентифицированные лица с какой-либо базой, например, для поиска правонарушителей, считать число пассажиров, проезжающих в транспорте и т.д.», – привел он примеры. По словам г-на Красюкова, губернатора заинтересовала функция распознавания лиц, и он предложил связаться с ответственными IT-специалистами в правительстве, чтобы предметно обсудить этот вопрос.
Изменения в транспортной сфере ожидают не только Пермь, но и весь регион. «В крае на экономически выгодных маршрутах много перевозчиков, а на других никто не хочет работать, – отметил Максим Решетников, говоря об актуальности нового подхода к заключению контрактов с предпринимателями. «Мы прорабатываем все связанные с этим изменения, и закладываем в проект бюджета довольно существенные средства на переход к новой модели», – заключил он.