Автор: Кристина Суворова
Схема реализации проекта строительства транспортно-пересадочного узла (ТПУ) на Перми II меняется. Вместе с этим стали неопределенными сроки возведения объектов. Как ранее сообщал Business Class, край намерен получить в собственность участок Товарного двора и готовит соответствующее соглашение с РЖД. Первый заместитель председателя регионального правительства – министр строительства и архитектуры Михаил Сюткин рассказал о деталях этой сделки.
По его словам, РЖД располагает двумя способами передачи актива – через конкурсные процедуры и посредством заключения прямой сделки с субъектом РФ, и сейчас региональные власти предлагают идти по второму пути. В проекте перечня объектов капстроительства появилась строка расходов на выкуп участка по ул. Локомотивной – 818,25 млн рублей. «Сейчас соглашение с РЖД находится на стадии окончательной проработки. Определено, что деньги, которые получит РЖД, компания должна направить на строительство объектов ТПУ. После она передаст краю автовокзал – не в безвозмездное пользование, но, скажем так, по нерыночной ставке», – сообщил г-н Сюткин. Он пояснил, что автомобильный и железнодорожный вокзалы будут совмещены, а разделить собственность на такой объект не позволяет законодательство – он может быть только федеральным. Министр добавил, что сделка будет предполагать рассрочку на несколько лет. На данный момент в проекте перечня капитального строительства сумма выкупа указана на период 2018-2019 годов.
Депутат Елена Зырянова отметила, что из сказанного не ясно, для чего Пермский край приобретает участок, использование которого не связано напрямую с оказанием государственных услуг. «Если речь идет о транзитной сделке, то расскажите об этом», – попросила она. Михаил Сюткин предположение подтвердил и пояснил, что планируется развитие территории Товарного двора. «До сентября мы подготовим документы для утверждения архитектурно-градостроительной концепции и планировки территории. Впоследствии выставим площадки на продажу под застройку», – сообщил он. «Какую цель мы преследуем? Спекулятивную? Хотим заработать или взять под контроль будущие инвестиционные проекты? И есть ли у нас понимание того, что мы хотим видеть на территории Товарного двора?» – спросила г-жа Зырянова.
«Это будет район смешанной застройки, его планировка прорабатывается в рамках программы, которую мы готовим к 300-летию Перми. И настаиваем, что развитие Товарного двора должно быть целенаправленным и соответствовать разрабатываемой нами концепции. Нам предлагали построить торговый центр на 150 тыс. кв. метров в виде одного здания-ангара, а подобного мы допустить не хотим», – ответил Михаил Сюткин. Речь идет о концепции московской компании «Трансстройм», предполагающей, что инвестор окупит расходы за счет ТЦ. Правда, ранее называлась площадь объекта 100 тыс. кв. метров.
Жилье на распутье. Застройщики оценили перспективы освоения «Пермь-Сити»Елена Зырянова считает тезисы дискуссионными. «Насколько законодательство позволяет нам через права на землю контролировать инвестиционные планы бизнеса? На мой взгляд, это желание очень и очень призрачно», – высказалась она. «Наша логика следующая – мы приобретаем участок и имеем достаточно четкое видение развитие территории, прилегающей к ДКЖ. Формируем с учетом реконструкции улиц Строителей и Углеуральской полноценную планировку, включающую технико-экономические показатели застройки. И продаваться участки станем с учетом этих параметров. Также будут внесены соответствующие изменения в городские правила землепользования и застройки», – пояснил г-н Сюткин. Он добавил, что приобретение участка Товарного двора уменьшит расходы на выкуп земельных участков при реализации проектов строительства двух указанных улиц, так как они частично входят в сумму, которую край заплатит РЖД.
Депутат Владимир Жуков напомнил, что ранее правительство представило на площадке Законодательного собрания инвестора, который разрабатывал концепцию ТПУ, был готов инвестировать в проект и называл сроки его реализации. «За время обсуждения строительства в рамках государственно-частного партнерства сломано много копий. Мы видим, что в РЖД не смогли разыграть этот участок, натолкнулись на какие-то внутренние и законодательные ограничения, проект никуда не сдвинулся, – прокомментировал Михаил Сюткин. – Сейчас решили, что от прежней схемы надо пытаться уйти и двигаться по достаточно простому пути. Мы им платим, они вносят эти деньги в свою инвестиционную программу, и строительство объектов ТПУ становится обязательством РЖД», – добавил он. «Известно, что на проектирование уже потрачены краевые средства», – заметил г-н Жуков. Ему ответил министр транспорта Пермского края Николай Уханов. Он отметил, что региональные деньги были вложены в уставный капитал компании «РВ-Пермь», созданной для разработки проекта ТПУ. Сейчас бывший директор организации Алексей Шабалин обвиняется в хищении 3 млн рублей, и в рамках уголовного дела эти средства могут быть возмещены.
В последний раз значительные изменения в схеме реализации проекта ТПУ произошли в начале 2018 года. Тогда краевые власти заявили, что РЖД проведет отбор инвестора, и представили новое видение Товарного двора. В течение 2017 года шла плотная работа с компанией «Трансстройм». Она разрабатывала концепцию ТПУ, которая прошла несколько согласований и в ноябре была практически готова. Предполагалось, что в течение полутора лет инвестор разработает проектную документацию, получит заключение госэкспертизы и разрешение на строительство. На строительно-монтажные работы отводилось еще полтора-два года, то есть до 2021-2022 годов.
Сейчас, по словам Михаила Сюткина, срок строительства объектов ТПУ не определен. «В силу федерального регулирования использования земель в зоне отвода полосы железной дороги мы перекладываем обязанность по возведению вокзала на РЖД. По сути, речь идет о целевой передаче краевых средств. Сроки реализации проекта будут определены в рамках соглашения с РЖД», – рассказал он. По словам министра, подписать договор планируется до конца 2018 года.