Автор: Владислав Гордеев
Количество россиян, формально подпадающих под действие закона о банкротстве физических лиц, к середине марта 2018 года составило 891,36 тыс. человек, что на 202,7 тыс. человек больше, чем в аналогичный период прошлого года. Такие данные приводит Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).
Подан иск о банкротстве компании «Вэри Вэлли»Эта цифра указывает только на формально подпадающих под действие закона о банкротстве физических лиц – граждан, которые свыше трех месяцев не оплачивали долг более чем в 500 тысяч рублей. Число реальных банкротов гораздо меньше, но оно также увеличивается. По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ), в январе-мае 2018 года число обанкротившихся физлиц выросло на 45% в сравнении с аналогичным периодом 2017 года. Сейчас на 100 тыс. населения в России приходится 45 банкротов. В Пермском крае этот показатель почти соответствует среднероссийскому – 43.
Как сообщили в арбитражном суде Пермского края, в период с момента введения закона о банкротстве физлиц в октябре 2015 года по конец первой половины 2018 года было рассмотрено 688 дел о банкротстве физлиц. В большинстве случаев должник входит в процедуру реализации имущества – этим завершились 522 дела. Количество банкротных исков в отношение физлиц в регионе также растет: в 2015 году в арбитраж поступило 165 заявлений, в 2016 году – 511, в 2017 году – 644, а к концу первого полугодия текущего года – 392 исков. В суде отмечают, что число заявлений о несостоятельности юридических лиц в 1,4 раза больше.
Эксперты связывает рост числа банкротов с ускорением судебных процедур. Александр Веремеенко, арбитражный управляющий, партнер юридической компании «Стороженко и партнеры», отмечает, что юридически процедура банкротства физических лиц не стала проще, на деле же она действительно проходит быстрее.
«Любому новому закону нужны время и судебная практика, чтобы он стал работать в полную силу. Сегодня судьи и арбитражные управляющие стали лучше ориентироваться в законе, суды стали проще принимать решения, ведь теперь они могут опираться на имеющийся опыт. Стали легче проходить торги, ускорился порядок продажи, судьи зачастую встают на сторону арбитражных управляющих в истребовании того или иного имущества, доступа в помещение для описи. Если гражданин честен с арбитражным управляющим и не уклоняется от закона, тогда долги ему прощают и процесс завершается довольно быстро», – рассказал эксперт.
По словам Натальи Шиловой, заместителя директора департамента аудита ООО «Инвест-аудит», в течение минувших с момента введения закона трех лет процедуры существенно изменились.
«Если в 2015-2016 годах ведение процедуры осуществлялось преимущественно управляющими-индивидуалами, то теперь этим занимаются специализированные фирмы. Их деятельность характеризуется массовой рекламой своих услуг, что и определяет поток физических лиц, желающих снизить бремя кредитной нагрузки», – отмечает Наталья Шилова.
Эксперт также связывает увеличение числа банкротств физлиц с ростом объема розничного кредитования. По данным г-жи Шиловой, в январе-феврале 2018 года количество новых кредитов выросло на 28%, а их объем на 65% превышает объем кредитования аналогичного периода прошлого года.
«Основная причина обращения к процедуре – это, конечно, снижение кредитной нагрузки. Если у физического лица нет имущества, то для него это вполне приемлемый вариант ухода от долгов. Да и в случае реструктуризации кредитная нагрузка может быть существенно снижена», – размышляет эксперт.
Рост числа потенциальных банкротов эксперты связывают с негативным эффектом острой фазы кризиса 2014-2016 годов, когда была накоплена основная часть «плохих» долгов по кредитам.
«Впоследствии банки стали отказывать подобным заемщикам в рефинансировании. Таким образом, снижение процентных ставок вслед за ключевой ставкой ЦБ РФ практически не сказалось на их финансовом самочувствии в лучшую сторону. Более 7% российских заемщиков тратят на обслуживание своих кредитных обязательств 60% ежемесячного дохода – это и есть основная база потенциальных банкротов», – утверждает Тимур Нигматуллин, аналитик компании «Открытие брокер».
Эксперты отмечают: несмотря на увеличение количества граждан, признающих себя несостоятельными, только 6-7% потенциальных банкротов обращаются в суды. Причина непопулярности – многочисленные подводные камни, в том числе жесткие законодатель ограничения. «Реализация имущества должника подразумевает, что все имущество за вычетом единственного жилья гражданина и некоторых других категорий продается, а вырученные средства идут на погашение долга», – комментирует г-н Нигматуллин.
Вторая причина непопулярности – высокая стоимость процедуры: эксперты говорят, что банкротство не всем «по карману». В частности, реструктуризация применяется при наличии подтвержденного дохода не менее 25-35 тысяч рублей. А стоимость стандартной процедуры банкротства гражданина сегодня стоит не менее 100 тысяч рублей, отмечает Наталья Шилова.
Процедура банкротства физических лиц предполагает два варианта: реструктуризация долгов или реализация имущества. Во втором случае продается все имущество должника, кроме необходимого для обеспечения минимальных жизненных требований: единственное жилье, транспорт и техника, которые используются для работы, и так далее. Если денег от продажи имущества не хватает, долги аннулируются, как и при отсутствии имущества.
Во время процедуры банкротства на физлицо налагаются жесткие ограничения. Гражданин не может приобретать, продавать, дарить имущество, совершать с ним регистрационные действия, распоряжаться своими счетами в банках. Также он не может стать поручителем, приобрести имущество в долевую собственность.
Банкротство для физического лица грозит тем, что в течение пяти лет гражданин не может стать индивидуальным предпринимателем, руководителем организации – юридического лица, не вправе брать кредиты и не может снова войти в процедуру банкротства.