Июль 2018 года выдался богатым на новости, связанные с налоговым законодательством. Евгений Южанинов, партнер консалтинговой компании «ЮКЕЙ» и руководитель «ЮКЕЙ-Аудит и налоговый консалтинг», рассказывает о наиболее важных событиях, которые касаются основных налогов – НДС и НДФЛ. Первое – это решение о повышении НДС. Второе – желание налоговиков получить доступ к банковским счетам россиян.
Что произошло?
Государственная дума приняла в третьем чтении правительственный законопроект о повышении ставки НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года.
Что это значит?
Государство таким образом пытается увеличить доходы федерального бюджета. Вырученные деньги – а это около 600 млрд рублей в 2019 году – пойдут на финансирование важнейших проектов в области развития инфраструктуры и в социальной сфере.
Кстати, авторы законопроекта считают, что налогоплательщики отделались малой кровью – повышение НДС, по их мнению, лучше других вариантов роста налоговой нагрузки.
Евгений Южанинов:
– Думаю, что правительство пошло по наиболее удобному для себя пути. Налог на добавленную стоимость – один из самых важных для бюджета: в 2017 году его доля в доходах составила 34%. К тому же он эффективно администрируется государством: собираемость налога растет из года в год и его практически невозможно легально оптимизировать. Поэтому повышение НДС практически гарантированно увеличит поступления в бюджет.
С другими налогами все значительно сложнее. Повышение НДФЛ может еще больше загнать в тень зарплату, а ведь власти сейчас как раз пытаются добиться обратного и легализовать доходы. Налог с продаж дважды вводился в 90-е годы и дважды отменялся. Сложно сказать, был бы он лучше или хуже повышения НДС. С одной стороны, он затрагивает только розничные продажи, а НДС бьет по всей экономике. С другой – налог с продаж не предусматривает налоговых вычетов, которые существуют при уплате НДС. Но, самое главное, это региональный налог, а дополнительные поступления сейчас нужны федеральному бюджету. Впрочем, думаю, что эти варианты повышения налоговой нагрузки не ушли с повестки дня окончательно.
Вместе с повышением НДС правительство обещает сократить административную нагрузку на бизнес. В частности, предлагается уменьшить сроки проведения камеральных проверок при возмещении НДС, отменить налог на движимое имущество, который давно называют налогом на модернизацию. Эти и другие предложения только будут внесены в Госдуму и в случае принятия могут вызвать достаточно существенные изменения в налоговом законодательстве.
Повышение НДС, безусловно, приведет к росту цен и увеличению инфляции. Центробанк в связи с этим уже пересмотрел прогноз инфляции. Рост налогов в любом случае перекладывается на плечи конечных потребителей и не побуждает их делать больше покупок. Само по себе повышение НДС вряд ли приведет к росту цен более чем на 1,5-2%. Но если компании будут закладывать в цены еще и вероятное угасание потребительского спроса, то рост цен может оказаться более существенным.
Что произошло?
Федеральная налоговая служба обратилась в Министерство финансов с предложением – налоговики хотят получить право запрашивать у банков информацию о счетах граждан.
Что это значит?
«Налоговики хотят получать информацию о счетах физических лиц вне рамок проверок с целью совершенствования работы по выявлению и пресечению незаконной предпринимательской деятельности», – так пишет газета «Коммерсантъ», ссылаясь на ответ заместителя главы ФНС Даниила Егорова.
Получается, что налоговики хотят быть в курсе транзакций по счетам россиян, чтобы на основе этой информации выявлять неплательщиков НДФЛ. Так они смогут контролировать средства, поступающие на счета граждан, и доначислять налоги при выявлении незадекларированных доходов.
Евгений Южанинов:
– Налоговики и сейчас могут получать информацию о банковских счетах и операциях граждан, но для этого требуется решение о проведении налоговой проверки. Кроме того, об операциях на сумму 600 тыс. рублей и выше банки уведомляют налоговые органы автоматически.
Налоговый орган сегодня находится в ситуации информационного голода – ему недостаточно данных о поступлениях на банковские счета граждан, особенно при перечислении с одной карты на другую. По сути, налоговики пытаются получить право на неограниченный мониторинг банковских транзакций граждан. Связано это с повышением администрирования налога на доходы физических лиц, который является вторым по значимости для бюджета после НДС, а также с работой по борьбе с незаконным предпринимательством и легализацией доходов самозанятых граждан, которую налоговая инспекция пытается проводить с 2015 года. Поэтому пока слухи о тотальном контроле налоговой инспекции за банковскими операциями граждан можно расценить как «кнут», стимулирующий самозанятых выходить из тени.
Если налоговая инспекция сумеет создать эффективную автоматическую систему отслеживания и контроля поступлений на банковские счета и карты россиян, это может существенно увеличить их возможности по доначислению налогов. И, как следствие, серьезно увеличить поступления НДФЛ в бюджет.
Например, может быть создан алгоритм, позволяющий сравнивать поступления на банковские счета россиян с суммой дохода, задекларированной гражданином. И последствия коснутся не только незаконных предпринимателей, но и всех граждан. Незначительные отклонения, скорее всего, будут игнорироваться либо ограничиваться требованием доплатить налог. Но крупные несоответствия между поступившими и задекларированными доходами, безусловно, будут подвергаться налоговым проверкам.
Принятие такой инициативы на какое-то время может вызвать рост наличных расчетов между гражданами. Но это касается, скорее, мелких сумм. Все-таки развитие безналичных платежей идет бурными темпами, доля наличных расчетов неуклонно сокращается, и вряд ли эта тенденция изменится. К тому же и здесь государство активно борется с теневым обналичиванием, всячески усложняя снятие больших сумм наличных средств на уровне банков.