​Светлое, темное, не всегда доходное. В Перми продается ряд точек разливного пива

Эксперты считают, что причина в неправильном планировании и выборе места. Другие говорят, что заведения готовят для продажи заранее

Автор: Владислав Гордеев

Пермские предприниматели продают точки по продаже разливного пива. На сайте Avito за последний месяц появились семь объявлений – собственники реализуют как небольшие отделы в торговых сетях, так и полноценные магазины-бары.

Стоимость выставленного на продажу бизнеса варьируется от 70 до 550 тысяч рублей. Самое дорогое заведение, бар разливного пива, располагается в центре города по адресу Комсомольский проспект, 99. Как следует из объявления, бар занимает помещение площадью 66,5 кв. метров и рассчитан на 30-40 посадочных мест.

По минимальной цене продается торговый отдел в магазине «Пятерочка» по Серебрянскому проезду, 16 в Свердловском районе. Собственник указывает, что торговая точка работает чуть больше года. Другие выставленные на сайте магазины существуют дольше – от двух до пяти лет. Причиной продажи чаще всего указывают переезд владельца, в одном случае – необходимость в деньгах для покупки квартиры.

Вместе с бизнесом собственники продают товарный остаток и оборудование: мебель, кондиционер, холодильную камеру для пива, краны, в случае бара – бытовую технику и телевизоры.


Андрей Погудин, владелец сети магазинов и основатель франшизы «Пиво Живо», рассказал, что в Перми ежегодно открываются и прогорают десятки магазинов разливного пива.

«Порог входа в бизнес очень низкий, но для успешной работы нужно знать множество нюансов, приобрести опыт. Поэтому зачастую когда точку открывает человек неопытный, он думает, что на него сразу снизойдет манна небесная. А когда этого не происходит, так как выбрано неправильное место, нет позиционирования, магазин либо закрывают, либо продают», – поделился мнением Андрей Погудин.

Эксперт отметил, что 500 тысяч рублей – слишком высокая цена для заведения, которое работает один-два года и еще не успело приобрести постоянную клиентуру.

«Могу привести пример – недавно мне предлагали купить бар в микрорайоне Парковый за 500 тысяч рублей. Спросил – сколько выручка, мне говорят: 100 тысяч рублей в месяц. Когда заведение работает в «ноль», нет смысла вкладывать в него полмиллиона», – считает Андрей Погудин.

Михаил Гуляев, владелец сети магазинов «Разливной», предполагает, что выставленный на продажу бизнес был создан заранее специально для его реализации в летний сезон по максимальной цене.

«Продавать пивной магазин летом довольно странно. Думаю, эти площадки специально готовили на протяжении зимы-весны: закупили оборудование, оплатили аренду. Вряд ли это люди, которые постоянно занимаются бизнесом, так как за хороший летний сезон, например, малобюджетные торговые точки в сетях однозначно себя окупают», – рассуждает эксперт.

Согласно данным сервиса 2ГИС, в Перми работают около 400 организаций, которые занимаются продажей разливного пива, включая бары, магазины и специализированные ритейл-сети вроде «Красное и Белое», «Лион» и «Бристоль». Участники рынка отмечают высокий уровень конкуренции в этой сфере.

По словам Андрея Погудина, несколько сетевых магазинов («Хмель и Солод», «Пивко») стремятся к агрессивной экспансии пермского рынка за счет расширения сети.

«Несколько раз замечал, что магазины «Хмель и Солод» открывались прямо по соседству с конкурентом. В этом плюс сети – они могут себе позволить «просесть» по доходу в одном месте и выдавить конкурента, потому что остальные точки в это время приносят стабильную прибыль», – рассказал г-н Погудин. – Естественно, когда предприниматели сталкиваются с таким давлением, не имея знаний об особенностях рынка, они выставляют магазины на продажу, а чаще всего просто прогорают. В Перми есть два агрегатора по холодильному оборудованию, работники мне говорили, что каждую осень к ним привозят десятки витрин, охладителей, холодильников из таких заведений – уже не знают, куда их девать».


По словам Михаила Гуляева, конкуренция в сфере разливного пива в Перми растет с огромной скоростью, это мотивирует продавцов повышать качество продукта и уровень обслуживания. При этом он не считает, что ритейл-сети серьезно мешают работать разливным точкам. «Сетевые магазины хоть и имеют свои краны, все же в большей степени ориентированы на крепкий алкоголь, это другая направленность. Не думаю, что их можно считать конкурентами разливным точкам», – рассуждает г-н Гуляев.

Мнения экспертов насчет того, где лучше открыть собственный пивной магазин, разделились. По словам г-на Гуляева, доходность торговой точки во многом определяет высокий трафик, однако он вспоминает примеры, когда точки, отдаленные от потоков людей, пользуются высокой популярностью.

Не акцизы, так инфляция. ​К лету 2018 года цены на алкоголь в Прикамье выросли на 3-7%

«На мой взгляд, большую роль играет местоположение, а в первую очередь – качество обслуживания и самого товара. Даже если у человека перед домом откроются 20 пивных магазинов, он, скорее всего, зайдет в каждый и выберет тот, который его больше устраивает», – рассуждает участник рынка.

По мнению Андрея Погудина, открывать точки необходимо в спальных районах, желательно при отсутствии конкурентов в радиусе 300 метров. «В центре люди тусят, там и плотность жилых домов невысокая, поэтому открыть там можно только бар, но это совсем другой формат. Пьют пиво люди обычно дома, после работы, а покупают в магазинах у дома.

В целом на этом рынке вполне можно заработать, если найти хорошее место. Например, за май-июнь хорошая точка приносит около 500 тысяч рублей – если вычесть все расходы, это около 50-80 тысяч рублей чистой прибыли», – резюмирует эксперт.

Меньше, но лучше.

По данным службы государственной статистики, объем продаж пива в Пермском крае снижалось последние шесть лет. Если по итогам 2012 года жители региона купили 21,777 млн декалитров пива, то уже к следующему году этот объем снизился до 19,55 млн дкл, а через год упал почти на четверть – до 13,95 млн дкл. В 2014 году жители края приобрели 12,47 млн дкл пива, но к 2016 году этот объем снова стал расти и приблизился к уровню 2013 года – 13,56 млн декалитров.

Качество продукции в Пермском крае, по данным статистики, напротив растет. В 2012 эксперты выявили, что почти каждая десятая бутылка пива не соответствует необходимым требованиям – 8,5% от количества отобранных проб оказались некачественными или опасными. В 2016 году этот показатель снизился до 2,8%, а в прошлом году число некачественных образцов приблизилось к незначительному объему – 0,4%. Результаты анализа вина и коньяка при этом показали еще меньший результат: 0,2 и 0,1% соответственно.

Продажа алкогольных напитков населению Пермского края, млн декалитров.

20122013201420152016
Пиво21,7819,5513,9512,4713,56
Напитки на основе пива1,191,041,31,36

Источник: Пермьстат.

Повсюду эконом. Закрытие «Вивата» помогло всем крупным сетям увеличить доли на пермском рынке