Автор: Владислав Гордеев
Фильм: «Судная ночь. Начало».
Режиссер: Герард МакМюррей.
18+
Первая «Судная ночь», вышедшая в 2013 году, казалась почти новаторской картиной. К тому времени жанр «боевик-антиутопия» захватил экранизации подростковых романов вроде «Голодных игр», и мрачная сатира на американский либерализм в крайней форме была свежим ветерком. Зрителям картина понравилась настолько, что сборы превзошли бюджет в десятки раз. Спустя пять лет выходит уже четвертая часть франшизы – и надеюсь, что последняя.
Действие фильмов происходит в альтернативной Америке, переживающей глобальный экономический кризис. Население стремительно беднеет, преступность растет, города захлестывают массовые протесты. Сделать Америку снова великой берется политическая группа «отцов-основателей», они решают ввести проект «Судная ночь» – раз в год на 12 часов в стране разрешаются любые преступления, включая убийства. Довольные американцы спускают пар и примерно ведут себя оставшийся год, а кроме того, погибает беднота, освобождая государство от тяжкого бремени содержания.
В приквеле создатели решили рассказать о пробной «судной ночи» – правительство решило ввести ее на отдельном острове Нью-Йорка, чтобы понаблюдать за реакцией людей. А подогреть интерес населения к массовым убийствам помогают тайно отправленные иностранные наемники.
Здравый смысл и логика никогда не были сильными частями «Судной ночи», но к четвертой части франшиза поглупела чудовищно. Большинство населения острова – афроамериканцы, и создатели фильма тщательно воссоздают все связанные с этим стереотипы. Главный герой, двухметровый чернокожий амбал со звучным именем Дмитрий, суровый и благородный, наводит порядок в собственном наркокартеле и спасает свою любовь от неонацистов и Ку-клукс-клана.
За этим безобразием чувствуется стиль Майкла Бэя, ответственного за продюсирование всей франшизы. Бэй – большой любитель палить из всех пушек сразу: левая социально-политическая критика встречается с пропагандой «белого расизма», в перерывах между убийствами (к слову, довольно посредственно снятыми) герои ведут душещипательные разговоры о братстве, преданности и важности семейных ценностей, все это подкрепляется бодрым рэпчиком.
Наблюдать за этим не скучно, местами уморительно, но в целом неловко. Наверное, что-то подобное чувствовал в 70-е годы зритель, случайно попавший на сеанс низкобюджетного боевика про жизнь стереотипных афроамериканцев в гетто. Это направление, кстати, быстро задушили правозащитные организации, но все когда-нибудь возвращается: сегодня элементы «блэксплотэйшна» мимикрируют в блокбастеры – от «Черной пантеры» до «Судной ночи».
Фильм: «Убивая Еву».
Создатель: Фиби Уоллер-Бридж.
18+
В Лондоне наших дней живет Ева, неуклюжая сорокалетняя женщина китайского происхождения. С детства она мечтала раскрывать убийства и бороться с преступностью, но работа в контрразведке не оправдала ее ожиданий. Начально не терпит проницательных выскочек, и Ева занимается скучной бюрократической работой. Свободное время она проводит с излишне рациональным, но любящим мужем, а по вечерам ведет собственное расследование серии убийств, произошедших в разных странах. У Евы есть теория – она считает, что все они были сделаны одним профессиональным киллером.
Однажды пути Евы и таинственного киллера пересекаются, женщина не справляется с важным заданием и лишается работы. Однако на ее личное расследование обращает внимание британская разведка и предлагает возглавить тайный отдел по поиску убийцы. Проблема в том, что очаровательная и неуловимая Вилланель узнает об этом и начинает с разведчицей игру в кошки-мышки.
«Убивая Еву», продукт британского медиагиганта BBC, не посягает на лавры первооткрывателя и работает в привычном жанре шпионского кино. Здесь есть полный набор фильмов такого рода: харизматичная пара «разведчик – убийца», которые ищут друг друга в большей степени ради удовольствия от процесса, характерный второй план от добродушного напарника-гея до искренне переживающего за здоровье убийцы заказчика. Масштаб событий подчеркивается деловыми командировками по миру с довольно топорными попытками отразить национальные особенности стран. Больше всего, кстати, достается России – местные преступники отличаются не только огромными бородами, но и говорят с чудовищным акцентом.
Но, в отличие от того же «Джеймса Бонда», герои BBC приближены к зрителям и лишены ярко выраженной сексуальности. Ева как будто вышла из фильма братьев Коэн – неуклюжая, простая и мужественная женщина напоминает беременную героиню-полицейского из «Фарго». Убийцу Вилланель играет милейшая Джоди Корнер, но ее привлекательность нивелируется отталкивающей психопатичностью героини. Будь у проекта бюджет внушительней, на роль убийцы идеально подошла бы Марго Робби.
«Убивая Еву» – сериал о странной связи двух проницательных и умных людей, которые волею судьбы оказались по разные стороны баррикад. Ева и Вилланель похожи одержимостью своим делом и втайне восхищаются друг другом. Ключевая разница между ними скрывается в детских травмах и одиночестве. Пожалуй, в этой условности границы между добром и злом, диалектическом притяжении противоположностей и кроется самая важная мысль сериала: ведь даже Шерлок Холмс и доктор Мориарти втайне восхищались друг другом.
Кино на выходные: «Жаркие летние ночи» и «Мектуб, моя любовь»