Автор: Кристина Суворова
Роман Борисович, сейчас обсуждаются серьезные изменения в транспортной отрасли, которые касаются как маршрутной сети, так и взаимоотношений с перевозчиками. В чем их необходимость?
– В конце этого года и в 2019 году заканчивается срок действия значительной части контрактов с перевозчиками. Мы обязаны заключать новые договоры в соответствии с действующим законодательством – федеральным законом №220. Этот нормативный акт предусматривает повышение качества перевозки пассажиров в плане безопасности и комфорта. Минтрансом России установлены минимальные требования к подвижному составу – низкопольность, наличие системы кондиционирования, экологический класс «Евро-5». Эти показатели мы включим в требования при заключении новых контрактов.
Перевозчикам мы предполагаем оплачивать авточас, при этом как один из вариантов – выручка от продажи билетов будет поступать в бюджет. Это даст возможность внедрить различные системы оплаты проезда – разовая безналичная и наличная покупка, проездной билет на разное количество поездок, «пересадочный» билет, действующий определенное время, аналог карты «тройки». Это удобно для пассажиров.
Выиграет ли муниципалитет в финансовом плане от перехода на новые контракты с перевозчиками?
– Сегодня предприниматели зарабатывают, собирая деньги с пассажиров. В результате сформировались маршруты, не оптимальные с точки зрения времени передвижения по городу. «Гонка за пассажиром» приводит к большому количеству аварий. Сейчас есть сверхприбыльные маршруты и убыточные, за обслуживание которых перевозчики получают субсидии. Если вся выручка начнет поступать в бюджет, система будет сбалансирована. Соответственно, дополнительные расходы, по нашим подсчетам, не появятся.
В бюджет нужно заложить средства на оплату по контрактам с перевозчиками. Сколько потребуется в этом году?
– Речь идет о средствах в размере около 370 млн рублей. Формирование бюджета сейчас идет, мы обсуждаем с финансистами вопрос о включении этой суммы в расходную и в доходную части бюджета.
На проведение аукционов по скольким маршрутам достаточно этих средств?
– В 2018 году планируется заключить новые контракты по семи маршрутам – №3, 7, 33, 36, 46, 60 и 62.
Под вопросом были еще шесть направлений, которые стали предметом судебных разбирательств из-за подделки паспортов транспортных средств. По ним не расторгнут договоры в нынешнем году?
– Прокуратура выдала нам предписание о расторжении договоров, мы работаем по этому вопросу. Но мы должны обеспечивать население пассажирским транспортом, поэтому будем действовать поэтапно. Сначала проведем аукционы по тем маршрутам, где контракты заканчиваются. Затем займемся теми шестью направлениями, о которых вы говорите. Для проведения аукционов по ним требуется заложить в бюджет довольно большую сумму. В ходе первого этапа мы посмотрим, насколько это экономически обосновано, и потом сделаем следующий шаг.
Сейчас в электротранспорте Перми в тестовом режиме работает безналичная оплата проезда. До конца года планируется провести конкурсные процедуры и выбрать подрядчика, который будет обслуживать систему на постоянной основе. Любой банк берет комиссию в процентах от платежа. Эти расходы лягут на перевозчика или на бюджет?
– Сейчас комиссию платит перевозчик. Это обычная схема, которая действует во всем мире: если хочешь повысить удобство для своих клиентов и принимать разные виды платежей, то несешь затраты на обслуживание системы. Однако при новой схеме работы с перевозчиками расходы понесет бюджет из доходной части.
Будут ли подключаться к безналичной оплате автобусные маршруты, которые разыграют по новым правилам? А к пересадочной системе?
– Конечно, наличие оплаты по безналичному расчету станет одним из требований новых контрактов. Автобусы будут подключаться и к системе пересадок.
Озвучивалось, что МУП «Пермгорэлектротранс» может принять участие в аукционах на обслуживание автобусных маршрутов. Насколько масштабны эти планы?
– Покупка автобусов муниципальным предприятиям обсуждается. В 2019 году ПГЭТ может поучаствовать в аукционах на обслуживание нескольких маршрутов, которые будут подвозить пассажиров к трамваям. Пока окончательного решения по этому вопросу не принято.
Можно ли будет говорить о существенной доле ПГЭТ в автобусных перевозках?
– Доля «Пермгорэлектротранса» окажется незначительной. Автобусные маршруты продолжит обслуживать частный бизнес.
Расскажите о трамвае нового поколения, который поставят в Пермь для тестирования.
– Низкопольный трамвай модели «71-911 М» производства компании «ПК Транспортные системы» придет в Пермь ориентировочно в начале октября. Тестирование для города будет бесплатным. Мы сможем проверить, как он работает на линии, каков в обслуживании. Одно из существенных отличий от имеющихся в городе трамваев – стопроцентная низкопольность. Сейчас у нас ездят трамваи, у которых этот показатель 40%. Кроме того, вагон оснащен системой кондиционирования не только в кабине водителя, но и в пассажирском салоне.
«Усть-Катавский вагоностроительный завод», который уже поставлял в Пермь трамваи, обратился к властям с предложением о приобретении техники их производства цене ниже, чем трамвай «ПК Транспортные системы».
– Мы не отвергаем других производителей. Будем проводить конкурсные процедуры, в рамках которых предъявим требования к подвижному составу – он должен быть современным и удобным для горожан. Круг поставщиков мы не ограничиваем. Может быть, на аукцион придут чехи, у них хорошие трамваи. Или французы, недавно они в Москву поставили транспорт.
Соглашение о сотрудничестве с «ПК Транспортные системы» предусматривает еще и разработку технологии автономного трамвайного движения без использования контактной сети. Зачем Перми такой транспорт?
– Идея разработки в том, что трамвай должен опускать пантограф и какое-то расстояние проезжать на автономном ходу. Один из вариантов его использования – запуск по маршруту «Пермь II – Пермь I – Мотовилиха». Это позволит сэкономить средства на строительство контактной сети.
Одна из целей, которую ставят перед собой власти, – увеличение доли электротранспорта до 25% от общего объема перевозок в городе. К какому времени ее планируется достигнуть?
– Думаю, в течение трех-пяти лет, когда полноценно заработает пересадочная система. У трамваев есть преимущество в скорости по сравнению с автобусом. Чтобы полностью его реализовать, нужны выделенные полосы и новые трамвайные пути. Сейчас скорость на многих участках занижена из-за состояния рельсов.
Разрабатывается программа ремонта трамвайных путей в Перми. Сколько средств, по предварительным подсчетам, потребуется на ее реализацию? Расходы возьмет на себя городской бюджет?
– Мы планируем, что на эти цели будет выделяться 150-200 млн в год. Программа рассчитана на 7-10 лет. Обсуждается возможность софинансирования из краевого бюджета. Обновление трамвайных путей уже началось: были отремонтированы пути на улицах Героев Хасана и Максима Горького, в прошлом году провели капитальный ремонт на Северной дамбе, в этом году продолжается ремонт на улице Уральской. Мы будем поэтапно двигаться дальше.