Автор: Екатерина Булатова
На волне снижения ставок по ипотеке ценовые параметры перестают быть главным конкурентным преимуществом банков. Чтобы сохранить лидирующие позиции, кредитные организации активно внедряют современные технологии.
Интерес пермяков к ипотеке продолжает расти. По данным Центробанка, за год число оформленных ипотечных кредитов на новостройки выросло на 35%. По словам экспертов, в последний год ипотечные ставки, предлагаемые разными банками, почти сравнялись между собой. Люди стали выбирать более технологичные кредитные организации – те, которые быстрее принимают решения и позволяют оформить ипотеку онлайн. Business Class узнал, какие инновационные возможности банки предлагают пермякам.
По словам Владислава Мезина, управляющего операционным офисом «Абсолют Банка» в Перми, лидеры рынка активно используют онлайн-технологии. Некоторые банки уже внедрили цифровые платформы, которые принимают заявки на ипотеку онлайн, подготавливают решение и оформляют кредит в автоматическом режиме.
«Абсолют Банк» одним из первых в начале 2018 года запустил цифровую платформу по выдаче ипотеки, в результате объем ежемесячного кредитования вырос более чем в два раза. «Это позволило сократить процесс рассмотрения ипотечных заявок до 25 минут, в то время как в среднем по рынку это занимает 1-2 дня. Мы уже видим результаты: по итогам 8 месяцев 2018 года «Абсолют Банк» в Перми выдал ипотечных кредитов на сумму 864 млн рублей, это на 60% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом уже 90% заявок оформляются именно через цифровую платформу, а 70% в систему заводят наши партнеры – риэлторы и застройщики – напрямую из своих офисов. Отмечу, что банк увеличил объем ежемесячного кредитования более чем в два раза. Если за первое полугодие 2017 года было выдано 10 млрд ипотечных кредитов, то за аналогичный период 2018-го – 22,5 млрд рублей», – рассказал Владислав Мезин.
По словам эксперта, цифровой формат обеспечивает высокое качество сформированного портфеля документов: вся кредитная документация формируется автоматически, поэтому вероятность ошибок исключена. «Для принятия решения по выдаче кредита система анализирует более 200 параметров и использует более 50 источников данных – от кредитной истории до активности потенциального заемщика в соцсетях», – пояснил Владислав Мезин.
Пока не все покупатели квартир знают о возможностях банковских цифровых платформ, но подача заявки на оформление ипотеки онлайн пользуется высокой популярностью. По данным компании «ГлавСтройИндустрия», 90% клиентов предпочитают отправить онлайн-заявку, а не обращаться в банки «очно».
«Из нашего офиса продаж можно подать заявку, оформить документы и зарегистрировать сделку онлайн. По оказанию этих услуг компания активно сотрудничает со многими банками. Одним из самых передовых по внедрению новых сервисов является Сбербанк, который предоставляет онлайн-площадку «Домклик» для решения вопросов по приобретению недвижимости. Там покупатель может по принципу «одного окна» найти объект недвижимости, оформить сделку с продавцом и обратиться за ипотекой, что существенно экономит время оформления документов. Другие банки тоже стремятся к внедрению такого комплекса технологий, но процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Отдельные электронные опции постепенно появляются практически во всех кредитных организациях», – рассказала Ирина Гилева, руководитель отдела продаж компании «ГлавСтройИндустрия».
Преимущество удаленной работы с банками оценил и застройщик «Орсо групп». В своем офисе продаж специалисты компании предлагают услугу электронной регистрации договора. «Этот процесс удобен всем – и клиентам, и специалистам отдела продаж, потому что они экономят время – нет необходимости посещать МФЦ, ждать платежей, оплачивать госпошлину», – прокомментировали в компании «Орсо групп».
По словам Александра Каменева, директора Центра недвижимости и права «Белые ночи», электронная регистрация позволяет сократить время оформления сделки с 7-9 дней до трех.
Отдельное направление в развитии инновационных технологий, связанных с покупкой жилья – налаживание партнерских сервисов, отметили в федеральной компании «Этажи».
По словам опрошенных экспертов, банки охотно осуществляют электронный документооборот с партнерами – застройщиками, агентствами недвижимости, брокерами и предлагают их клиентам более выгодную ставку по ипотеке. Еще один плюс такого партнерства для клиента – проверка документов специалистом.
Хорошо известны пермякам сервисы онлайн-банка и мобильного банка. По словам Владислава Мезина, заемщики проверяют их функциональность, когда выбирают, в какой кредитной организации оформить ипотеку. Для людей важно, чтобы обслуживание кредита было комфортным.
Еще один популярный сервис – онлайн-калькулятор, с помощью которого можно рассчитать ежемесячный платеж. Сейчас он есть на сайтах почти всех банков, говорит Александр Каменев. Этот инструмент интересен, но ориентироваться на его подсчеты можно только примерно. «При вычислении суммы на онлайн-калькуляторе не учитываются дополнительные платежи: стоимость страхования имущества, расходы на оценочные отчеты, госпошлину и прочее, что тоже влияет на ежемесячный взнос», – пояснил эксперт.
Банки уже планируют внедрение дальнейших инноваций, например, электронной закладной. Ее преимущество перед бумажным вариантом – в экономии времени. «Заемщикам не придется посещать МФЦ, тогда как сейчас это приходится делать дважды. Кроме того, после выплаты кредита клиенту не нужно писать заявление о снятии обременения с квартиры – банки самостоятельно аннулируют закладные. Однозначно, такую технологию надо внедрять, но далеко не все банки к этому готовы. Первыми пилотные проекты ожидаемо запустят игроки из ТОП-10 ипотечного рынка. В их числе и «Абсолют Банк» – мы уже работаем над запуском «пилота». Электронные закладные станут важным стратегическим дополнением к нашей цифровой ипотечной платформе», – прокомментировал Владислав Мезин.
Пермяки интересуются новыми возможностями, но пока не все готовы их использовать, отмечает Ксения Романенко, ипотечный эксперт компании «Этажи». По ее словам, многим покупателям понятнее «очный» процесс оформления ипотеки, при котором нужно посетить офис банка или риелторской компании, поговорить с экспертом по ипотечному кредитованию. «Хотя бы одна личная встреча со специалистом должна быть. После этого человек готов часть процессов по оформлению ипотеки выполнить через интернет. Например, у нас на консультации с экспертом можно выбирать несколько банков и наиболее интересные ипотечные программы. После этого специалист удаленно работает с кредитными организациями: делает копии нужных документов и отправляет вместе с заявкой на ипотеку в выбранные банки, общается с банковскими сотрудниками, оперативно решает возникающие вопросы - например, предоставляет дополнительные справки», – пояснила Ксения Романенко.
Эксперты предполагают, что многие банки в дальнейшем создадут на своей интернет-платформе цифровые сервисы с личными кабинетами для партнеров и частных лиц, чтобы активно использовать электронный документооборот и другие современные возможности. «Я считаю, что в ближайшие три-четыре года ипотечные сделки могут в большей степени переместиться в онлайн-пространство, но все будет зависеть не только от развития технологий, но и от законодательной базы, регулирующей рынок недвижимости и финансовых продуктов», – прокомментировал Александр Каменев.
За год число оформленных ипотечных кредитов на новостройки выросло на 35%. За период с января по июль 2018 года жители Пермского края оформили 17,3 тыс. таких кредитов. В целом с использованием ипотечных средств совершается от 40% до 90% покупок новостроек в Перми, в зависимости от расположения объекта и платежеспособности населения в конкретном районе, рассказала коммерческий директор ГК «ПМД» Ольга Заозерских.
На вторичном рынке с привлечением ипотеки покупают 70% объектов, подсчитал Александр Каменев, руководитель центра недвижимости и права «Белые ночи».