Депутаты Законодательного собрания Пермского края приняли в первом чтении проект поправок в региональный закон о транспортном налоге.
Предлагается дифференцировать его величину в зависимости от года выпуска автомобиля и мощности его двигателя. Самая низкая плата установлена за легковушку старше 15 лет, обладающую мощностью менее 100 лошадиных сил, – 20 руб. за л.с. (сейчас плата за нее 25 руб.). Для машины такой же мощности, но моложе 5 лет – 25 руб./л.с. Наибольшая величина налога рассчитана для авто новых авто с двигателем больше 300 л.с. – 135 руб./л.с. (ранее максимальная плата – 58 руб.). Всего для легковых автомобилей предлагается 10 градаций по мощности (шаг 25 л.с.) и четыре – по возрасту. Для мотоциклов плата составит от 10 до 80 руб./л.с., для автобусов и грузовых машин – от 50 до 85 руб./л.с.
Налоговый потенциал краевого бюджета в связи с изменением ставок транспортного налога увеличится на 413 млн рублей. Как пояснил депутат Александр Борисов, в результате для значительной доли легковых автомобилей размер транспортного налога снизится, для сверхмощных – существенно поднимется, для ряда категорий транспортных средств изменится незначительно. Авторы законопроекта уверяют, что его цель – достижение социальной справедливости.
Однако некоторые эксперты полагают, что поправки могут быть восприняты гражданами отрицательно. Так, управление аналитической и законотворческой деятельности аппарата ЗС в заключении на проект оценивает последствия его принятия как неоднозначные. С одной стороны, увеличатся доходы бюджета, что позволит направить дополнительные средства на решение вопросов местного значения. С другой – рост налоговой нагрузки может вызвать социальную напряженность, полагают в управлении. Депутат Александр Третьяков заметил, что увеличение предлагается по всем категориям транспортных средств мощнее 100 л.с. «Доходы населения падают, и рост пусть даже 5-10% будет ощутим», – считает он.
Депутат Татьяна Миролюбова пояснила, что размер большинства ставок в регионе значительно ниже максимального уровня, установленного Налоговым кодексом. «Получается, что нагрузка растет неравномерно. Например, ставка для владельцев легковых авто с мощностью двигателя до 200 л.с. близка к предельной и выше, чем в среднем в ПФО, а для машин с двигателем мощностью выше 200 л.с. – одна из самых низких в округе», – отметила г-жа Миролюбова.
Г-н Третьяков подчеркнул, что любая идея должна быть обоснована. «Зачем менять ставки? Да, у нас они меньше, чем в соседних регионах, но само по себе это не повод их повышать», – рассуждает он.
Дискуссию вызывают также изменения, касающиеся грузового транспорта. По мнению ряда депутатов, они повлияют на стоимость услуг по перевозке. «На мощные грузовые автомобили ставку предлагается увеличить почти на треть (с 58 до 85 руб./л.с.). У нас выросла стоимость бензина, и повышение налога для транспортных предприятий станет дополнительным бременем. Увеличится себестоимость перевозки и, в конечном итоге, расценки для потребителей услуги. Нужно обратить внимание на это при дальнейшем обсуждении», – отметил депутат Алексей Золотарев. С коллегой согласился Александр Третьяков, по его словам, пострадают при этом и «автобусники». Парк техники содержат и юридические лица. «Например, в собственности «Уралхима» несколько десятков автобусов. И для предприятия нагрузка значительно вырастет», – поделился депутат Дмитрий Осипов.
Алексей Григорьев, первый замминистра экономразвития Пермского края, объяснил, что было принято решение об освобождение всех юрлиц от уплаты налога на движимое имущество. «Поверьте, незначительный рост транспортного налога существенно меньше по сравнению с тем, что организации сохранят от высвобождения налога за движимое имущество», – заверил замминистра.
Чиновник отметил, что ставки для коммерческого транспорта не пересматривались более 10 лет, за это время накопленная инфляция составила 82%. «Незначительное повышение, которое предлагается, соответствует общей экономической логике. В реальных цифрах речь идет о нескольких тысячах рублей. На фоне расходов на топливо, на обслуживание это не должно существенно сказаться на бизнесе и потребителях услуг», – отметил он.
Представители бизнеса согласны, что рост фискальной нагрузки – не самая большая проблема, но она только усугубляет положение. «Повышение налоговой ставки коснется практически всех автобусов, кроме техники малой вместимости. Наибольший удар, конечно, нанесет не это, а рост цен на дизельное топливо. Зимой стоимость увеличится с 48 до 55 тыс. рублей за тонну. Мы всерьез задумались над тем, как пережить этот период. А с учетом роста с начала 2019 года НДС да еще и транспортного налога ситуация становится совсем плачевной», – сетует директор транспортной компании «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов.
Уполномоченный по правам предпринимателей в регионе Вячеслав Белов предложил рассмотреть возможность установления для некоторых компаний пониженной ставки. Например, для тех, кто занимается пассажирскими перевозками. «Для этого бизнеса нагрузка окажется существенной. Кроме того, для транспортной отрасли с учетом имеющихся обязательств изменение налогового законодательства может нанести серьезный ущерб», – заметил бизнес-омбудсмен. Он также предложил депутатам рассмотреть критерий частоты использования машины до наступления аварийного состояния. «Чаще всего возникает проблема не по возрасту машины, а по тому, как часто она используется. Если авто не эксплуатируется, то обязательства по налогу все равно возникают. Может быть, есть смысл рассмотреть этот критерий для тех же транспортных предприятий», – добавил Вячеслав Белов.
Законопроект необходимо доработать ко второму чтению. Срок внесения поправок – до 9 октября.