Автор: Владислав Гордеев
Фильм: «Мэнди».
Режиссер: Панос Косматос.
18+
Косматый дровосек Ред мирно живет с черноволосой Мэнди в темном лесу. Он орудует пилой и топором, она рисует картины. В мирную жизнь на краю озера вторгаются непрошеные гости – неподалеку останавливается кочующий религиозный культ вместе с бандой байкеров. Увидев Мэнди, глава культа Иеремия приказывает притащить ее к своим ногам, после чего накачивает девушку наркотиками и ритуально сжигает. Избитого и связанного колючей проволок Реда убийцы оставляют в живых – и это становится их главной ошибкой.
«Мэнди» – кино не про психопатов, вторгшихся в мирную жизнь семейной пары вроде «Забавных игр» или «Райского озера». Сюжет об убийстве и мщении используется как стержень для создания засасывающего зрелища. Здешняя реальность не толще паутины, и внезапный всплеск насилия разрывает ее пополам. Из открывшейся дыры в сказочный лес вылезло абсолютное зло: адские байкеры в мазохистских костюмах, объевшиеся грибов шаманы, фальшивые пророки и их рабы. Сам Ред становится рыцарем, героем эпической саги с пламенеющим оружием в руках, сокрушающим врагов самодельной секирой.
Панос Косматос, итальянец с греческими корнями, явно не стесняется ассоциаций с другими «галлюциногенными» творцами: Дэвидом Линчем, Николасом Виндингом Рефном, Гаспаром Ноэ. Он использует архетипичный сюжет, чтобы погрузить зрителя в медитативное путешествие на грани дремы и пробуждения, но его космос особенный – это Средневековье, захваченное немытыми хиппарями. Психоделический рок 60-х смешивается с вакуумным саундтреком Йохана Йоханнссона, религиозный мистицизм подпитывается наркотическим забытьем, а здешние крестоносцы вместо мечей орудуют бензопилами.
Главную роль играет Николас Кейдж – лауреат Оскара, в прошлом универсальный актер, утонувший в десятках отвратительных, провальных проектов. Здесь его угрюмая экспрессия пришлась кстати – простоватый бородач-дровосек за одну ночь превращается в рыцаря рока, героя древнегреческой трагедии о мести. В то же время «Мэнди» лишено бескомпромиссной отстраненности «Вальгаллы», внеземной пафос здесь уравновешивается едким сарказмом: так, самая трагичная сцена фильма происходит в грязном туалете. Николас Кейдж, который за свою карьеру чего только не делал на экране, рычит от горя сидя на унитазе в одних трусах, – зрелище одновременное пугающее и смешное.
Очевидно, что «Мэнди» – не великое кино, зато настоящий подарок любителям умного визионерства. Это всего лишь второй фильм Косматоса, но потенциал виден невооруженным взглядом – в Европе растет новый крупный автор.
Фильм: «Хищник»
Режиссер: Шейн Блэк
18+
Попытки сделать ремейк и продолжение культовых фантастических фильмов 80-х зачастую заканчиваются провалом – не коммерческим, так творческим. Сомнительные попытки Ридли Скотта возродить вселенную Чужих в «Завете» и «Прометее» только расстроили и разозлили фанатов. В случае с «Хищником» можно было ждать еще более печального зрелища, но проект отдали Шейну Блэку – режиссеру, который даже из консервативного «Железного человека» умудрился сделать авторское кино.
Как всегда, на Землю падает космический корабль Хищников. Махина приземляется в джунглях, аккурат в тот момент, когда снайпер Куин МакКена проводил операцию по уничтожению местного наркокартеля. Вместо него с торговцами героином расправляется космический монстр, а сам МакКена выживает и даже крадет у Хищника часть снаряжения. Проблема в том, что правительство пытается скрыть вторжение, поэтому снайпера сажают в автобус с отрядом полубезумных ветеранов Вьетнама. По иронии, именно психам приходится спасать мир, когда пойманный Хищник вырывается из военной лаборатории.
Новый «Хищник» ничем не напоминает оригинальный фильм с Арнольдом Шварценеггером. Тем, кто смотрел «Славных парней или «Смертельное оружие», не составит труда наложить фирменный стиль Блэка на культовую франшизу про пришельцев и представить, что из этого вышло. А получилась в большей степени черная комедия, «бадди-муви» про отряд самоубийц, исторгающих нецензурные шутки и брань, они неумело подкатывают к девушке-доктору и в целом ведут себя как отмороженные. Забавно, что в фильме 1987 года с пришельцем боролась группа накачанных, опытных и мужественных солдат (практически сверхлюдей), но их преемники – трусоватые развалины с суицидальными наклонностями, галлюцинациями и синдромом Туретта – справляются ничуть не хуже.
Экшн отошел на второй план, уступив место острым диалогам и конфликтам между героями, но любителям «мяса» есть на что посмотреть. Нынешний Хищник стал самым кровожадным из всех – он эффектно разрезает солдат на куски, взрывает лазерной пушкой, устраивает кровавую баню в лаборатории. Правда, тут же огромный минус – почти все сцены происходят в темноте, поэтому из-за трясущейся камеры и затемненного экрана разглядеть подробности сложно.
Сюжет фильма подбрасывает несколько неожиданных поворотов и рассказывает о новых деталях Вселенной – оказывается, например, что Хищники попадают на планету не случайно, а с определенной целью – здесь в историю впутывается сын-аутист главного героя. С этой точки зрения «Хищник» не лишен изъянов, но сделать лучше, уверен, было попросту невозможно.
Кино на выходные: «Выжившая» и «Не волнуйся, он далеко не уйдет»Кадры: kinopoisk.ru.