Автор: Кристина Суворова
В Перми растут цены не только на дизельное, но и на газомоторное топливо. Как рассказали Business Class в Пермском УФАС, в ведомство поступают многочисленные письменные и устные жалобы физических лиц и органов местного самоуправления на повышение цен на сжиженный углеводородный газ (СУГ). По информации заявителей, стоимость этого вида топлива возросла с начала 2018 года с 18,5 рублей до 24,4 рублей, то есть примерно на 30%. Аналогичные данные приводит Пермьстат. По данным официальной статистики, за август цена повысилась на 2,38%, а с начала года – на 33,52%. Среднемесячный прирост стоимости газа составил 3,68% – это больше, чем у дизельного топлива (0,6%) и бензина (0,6-1,14%).
УФАС установило, что одной из причин подорожания газа в рознице стало повышение оптовой стоимости, которую, в свою очередь, подтолкнул рост цен на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Сейчас управление исследует розничный рынок с целью установить долю каждого его участника. «Статьей 10 «Закона о защите конкуренции» установлены запреты на действия продавцов СУГ, занимающих доминирующее положение на данном рынке», – пояснили в УФАС. Если в результате анализа обнаружится присутствие монополиста, тогда будет рассматриваться правомерность повышения цен.
На минувшей неделе Пермь посетили представители ООО «ЛЕВИТЭК», одним из направлений деятельности которого являются решения для производства компримированного природного газа (КПГ). Это еще один вид газомоторного топлива. Как выяснил Business Class, на встречах с городскими перевозчиками, а затем с краевыми властями компания предложила инвестиционный проект по созданию газозаправочной инфраструктуры. Смысл идеи, по словам участников мероприятия, заключается в том, что «ЛЕВИТЭК» выступит инвестором и построит заправочную станцию. Впоследствии компания сможет стать неким посредником между «Газпромом» и конечными потребителями, покупая топливо оптом со скидкой и реализуя перевозчикам.
Помимо СУГ, который получают при переработке нефтепродуктов и реализуют на АГЗС, в качестве топлива используется компримированный природный газ (КПГ). Он продается на АГНКС, и его потребителями являются, в частности, автобусные перевозчики, имеющие газомоторную технику. Именно о нем в первую очередь идет речь, когда обсуждаются планы по переводу на газ общественного транспорта. В Перми, по разным подсчетам, около 20-30% таких автобусов. А к 2020 году, согласно поручению Президента РФ Владимира Путина доля газомоторной техники в городах-миллионниках должна вырасти до 50%.
Кроме того, компания готова предоставлять услуги передвижной автозаправочной станции (ПАЗГ). Упрощенно она представляет собой грузовик с баллоном, который подъезжает к станции, наполняет там резервуар, а затем доставляет газ к автобусам перевозчика. Сейчас пермские предприниматели сталкиваются с очередями на заправках, поскольку их мощности не удовлетворяют потребностям города. Водители автобусов по вечерам проводят в очередях до нескольких часов. «В этих условиях ПАЗГ может быть востребована в Перми, – считает перевозчик Александр Стерлягов. – Понятно, что стоимость топлива в таком случае будет выше, чем на заправке. Но если речь идет о разумном удорожании, то предложение заслуживает внимания, так как позволит не стоять в очередях», – пояснил он.
Повышения цен на КПГ предприниматели не отмечают. Однако подчеркивают: несмотря на то, что этот вид топлива дешевле дизельного, экономия не заметна, если смотреть на ситуацию шире. «Затраты сопоставимы – с учетом, что обслуживание газомоторных автобусов заметно дороже, чем дизельных», – пояснил директор ООО «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов.
По итогам встречи с перевозчиками компания «ЛЕВИТЭК» попросила их представить предложения относительно места строительства заправочной станции, а также информацию, которая позволит инвестору оценить объем пермского рынка. Переговоры с «ЛЕВИТЭК» прошли и в краевом минтрансе. В ведомстве подтвердили факт встречи, но подробностей не раскрыли, сославшись на отсутствие конкретики.
По информации Business Class, власти склоняются к тому, что часть автобусов, которые приобретут для МУП «Пермгорэлетротранс», должны быть газомоторными. Ранее речь шла о покупке дизельной техники. Однако на минувшей неделе на совещании у губернатора Пермского края было озвучено намерение приобрести 20 автобусов, работающих на газе. Всего за счет средств городского и краевого бюджетов для ПГЭТ закупят порядка 100 современных низкопольных автобусов и 35 трамваев. Планируется, что муниципальный парк расположится на месте троллейбусного депо на улице Куйбышева. По одной из версий, именно это место может стать приоритетным для строительства заправочной станции для газомоторной техники.