Автор: Ольга Полякова
В Ленинском районном суде Перми в качестве свидетеля по делу экс-министра спорта Прикамья Павла Ляха допрошен руководитель контрольно-счетной палаты Пермского края Геннадий Тушнолобов. В 2013 — 2016 годах в краевом правительстве он занимал должность премьер-министра.
Господин Тушнолобов рассказал, что вопрос проводившейся в 2015 году реконструкции стадиона «Динамо» согласно нормативным документам ведомства курировал заместитель министра спорта края Руслан Садченко. Допрашиваемый также заметил, что акты приемки любому должностному лицу не стоит подписывать, если фактически объект еще не достроен. Однако ситуация не имеет отношения к стадиону «Динамо», так как работы по реконструкции выполнены: он пригоден для эксплуатации и получил лицензию.
Геннадий Тушнолобов уточнил, что к моменту сдачи не были склеены части искусственного травяного покрытия поля. Об этом ему в конце 2015 — начале 2016 года сообщил сам г-н Лях. Склейку не провели из-за погодных условий (рано выпал снег). «Работы не выполнены в полном объемы, но это не существенный недостаток. Зимой на поле все равно никто не играет. Здесь аналогия с полосами линолеума, которые не скрепили. Все работы можно завершить за полдня. Строительная документация при ненадлежащих погодных условиях позволяет сдать такой объект. Однако должен быть подписан соответствующий акт с гарантийными обязательствами от подрядной организации по исполнению остаточных объемов работ», — рассказал Геннадий Тушнолобов.
По его словам, подписание документов по приемке стадиона «Динамо» было согласовано с губернатором Виктором Басаргиным. Приемка спортивного объекта позволила освоить (сохранить в регионе) выделенные из федерального бюджета деньги (около 25 млн рублей). «Иначе их пришлось бы в январе вернуть. Другое дело, что позднее началась бы процедура по возврату, тогда необходимо было бы подтвердить возврат соответствующими документами, обосновать ситуацию с погодными условиями», — сказал г-н Тушнолобов.
Он объяснил, что по законодательству, существуют двухлетние гарантийные сроки, в течение которых подрядчик обязан в добровольном или приказном порядке, устранить недочеты. Претензии могут предъявляться как заказчиком работ, так и эксплуатирующей организацией. По его словам, это распространенная практика. «Если вы назовете мне хоть одну стройку в Пермском крае, которая проходит по всем правилам и сдается в срок, то я локтями буду креститься!» — заявил господин Тушнолобов.
Г-н Тушнолобов также полностью опроверг версию стороны обвинения о заинтересованности г-на Ляха в ускоренной сдаче стадиона «Динамо» для улучшения служебных показателей и получения годовой премии. «Премия была выписана многим членам правительства по итогам работы за 2015 год в целом», — сказал он.
В подтверждение отсутствия карьерных выгод со своей стороны Павел Лях попросил суд приобщить к материалам дела документы, в которых зафиксированы финансовые показатели работы Министерства спорта Прикамья за 2015 год. Так, бюджет ведомства составил 2,2 млрд рублей, из которых было освоено 90%. Остались не потрачены 120 млн рублей. «40 млн рублей за «Динамо» даже если и добавились бы к этой сумме, то не повлияли на эффективность работы министерства», — подчеркнул он.
По поводу второго эпизода, вменяемого Павлу Ляху, касающегося организации учебных сборов для спортсменов на базе «Раздолье», Геннадий Тушнолобов сообщил, что знаком с площадкой. По его мнению, она является единственной в регионе базой, которая имеет все условия для проведения спортивных сборов. «Там есть бассейн, гостиница, помещения для организации питания, отличные природные условия», — заметил экс-премьер. «Снежинка» же хоть и включена в реестр спортивных объектов, но приспособлена исключительно для зимних видов спорта, заметил экс-премьер.
Судья поинтересовался, насколько значительным нарушением является то, что в учебно-тренировочных сборах, проводимых за счет бюджетных средств, приняли участие спортсмены, не являющиеся членами этих сборных. «Мне важен сам факт проведения сборов, что есть польза для детей. Сегодня они не в сборной, но есть потенциал, завтра их приняли. Хотелось бы еще больше таких мероприятий проводить», — сказал Геннадий Тушнолобов.
Роман Ахметов, адвокат Павла Ляха:
«Геннадий Тушнолобов подтвердил показания моего подзащитного в том, что Павел Лях узнал о недостатках на стадионе «Динамо» только в январе 2016 года (после проверки), о чем и доложил руководству. На момент подписания актов по приемке объекта, в ноябре 2015 года, он не был осведомлен, что какие-то работы не выполнены. В начале октября ему поступала информация, что есть проблемы с покрытием на стадионе, но он распорядился, чтобы подрядчик ускорился и все работы завершил в срок (до 2 ноября). В начале ноября г-ну Ляху предоставили завизированные акты, что все выполнено. Он их подписал. Таким образом, мнение следствия, что Павел Лях, утвердил акты выполненных работ и при этом знал о недоработках на стадионе, ошибочно».
Сегодня в суде также были допрошены президент Федерации танцевального спорта Пермского края Виктор Кульбеда и пресс-секретарь Пермской краевой федерации по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью Юлия Сайтарова. Представители спортивных организаций подтвердили показания Павла Ляха, объясняющие выбор для проведения сборов базы «Раздолье». Они высоко оценили качество и инфраструктуру данного объекта. Также свидетели пояснили систему формирования списков участников учебно-тренировочных сборов. По их словам, перечни спортсменов формируют федерации и только потом передают в министерство спорта.
Следующее заседание состоится 12 октября, на нем продолжится допрос свидетелей. В деле в этом статусе числится около 80 человек, в их числе владелец базы «Раздолье» Артем Гражданкин, экс-замминистра спорта Руслан Садченко, бизнесмен Александр Тархов, руководитель физкультурно-спортивного общества «Динамо» Петр Ивашов.
Напомним, что Павлу Ляху вменяются два эпизода злоупотребления должностными полномочиями (ч. 1 ст. 285 УК РФ). Первое касается выделения денежных средств на проведение учебно-тренировочных сборов для членов сборных команд края по различным видам спорта на базе «Раздолье» в Чайковском районе. По версии следствия, Павел Лях незаконно изменил место проведения мероприятия. Изначально его планировалось провести на базе «Снежинка», входящей в федеральный реестр спортивных объектов.
Второй эпизод связан с подписанием акта приемки выполненных работ, касающихся реконструкции стадиона «Динамо» в Перми, на сумму около 46 млн рублей. Следствие считает, что работы на объекты выполнены не в полном объеме и не теми материалами. Общий ущерб оценен в 23,6 млн рублей.
Адвокаты: «Максимум, что могли инкриминировать Павлу Ляху, – это халатность»