Автор: Кристина Суворова
С 1 апреля 2019 года на семь маршрутов общественного транспорта Перми планируется вывести муниципальные автобусы. Вместе с электротранспортом они начнут работать в рамках пилотного проекта новой транспортной модели. Как выяснил Business Class, «пилот», по расчетам, будет убыточным. Начальная (максимальная) цена контрактов, которые рассчитывает получить МУП «Пермгорэлектротранс», – 1,436 млрд рублей. А доходы предприятия, если тариф на проезд останется прежним, составят 1 млрд рублей. Такие данные содержатся в презентации, продемонстрированной на совещании у губернатора Пермского края в конце сентября (есть в распоряжении редакции). Ранее на заседании в региональном парламенте начальник департамента дорог и транспорта Роман Залесинский заявил депутатам: «О повышении тарифа мы сегодня речи не ведем».
Из семи автобусных направлений, вошедших в пилотный проект (№3, 7, 34, 36, 60, 62 и маршрут, который заменит троллейбусы №8 и №13), большинство не являются высокодоходными. Например, от работы на маршруте №7 частный перевозчик отказался из-за убыточности и долгов по субсидиям. Однако, по расчетам властей, ПГЭТ от работы на этом направлении должен получить положительный результат. Правда, на нем планируют использовать три автобуса вместо четырех. Сокращение транспортной работы запланировано по всем пилотным маршрутам, кроме самого прибыльного. Автобусов №3 на линии будет 13 вместо 18, №34 – два вместо трех. На маршрутах №60 и №62 число сократится с 18 до 12 и с 8 до 6 соответственно.
Ранее депутаты гордумы предлагали администрации начать эксперимент по переходу на новую транспортную модель с шести прибыльных маршрутов, которые обслуживают перевозчики, уличенные в подделке ста паспортов транспортных средств. Прокуратура выдала предписание о расторжении с ними договоров, но департамент дорог и транспорта намерен «действовать поэтапно и сначала провести аукционы по тем маршрутам, где контракты заканчиваются». Такое решение Роман Залесинский обосновывает тем, что «необходимо обеспечивать население пассажирским транспортом».
При этом участники рынка утверждают, что в Перми есть перевозчики, имеющие достаточно техники, чтобы начать обслуживать маршруты, о которых идет речь в предписании надзорного органа. Кроме того, предприниматели, работающие на этих направлениях сейчас, заменили транспорт на более современный и в случае проведения аукционов также могли бы в них участвовать. А у муниципального предприятия такого количества техники в ближайшее время не появится. За три года для ПГЭТ планируется приобрести 92 автобуса (в 2018 году – 65 единиц, в 2019 – 17, в 2020 – 10). Кроме того, в 2019-2021 годах власти намерены приобрести 28-35 трамваев. На обновление подвижного состава потребуется более 2 млрд рублей (в 2018 году – 700 млн руб., в 2019-2021 годах – по 467 млн рублей). К тому же в ближайшие три года власти намерены направить 700 млн рублей на капитальный ремонт трамвайных путей.
Расходы разделят краевой и городской бюджеты. Так, в сентябре Законодательное собрание одобрило выделение Перми 600 млн рублей в 2019-2020 годах на обновление путей и приобретение транспорта. В августе депутаты гордумы согласовали направление 350 млн рублей на покупку автобусов для муниципального перевозчика.