Автор: Кристина Суворова
Как стало известно Business Class, краевые власти намерены запустить процесс ликвидации АО «РВ-Пермь». На 18 октября назначено внеочередное собрание акционеров, на котором будет рассмотрен данный вопрос и назначена ликвидационная комиссия. Организация была создана в 2013 году для разработки проекта по строительству транспортно-пересадочного узла (ТПУ) на базе железнодорожного вокзала Пермь II. В уставный капитал общества внесено 150 млн рублей из бюджета Пермского края. Заявлялось, что вторым акционером станет ОАО «РЖД», она же будет и софинансировать проект. Однако этого не произошло.
На данный момент 99,86% акций «РВ-Пермь» принадлежит краевому министерству транспорта. Еще одним акционером является московская компания «Трансстройм», которая намеревалась выступить инвестором строительства ТПУ и приобрела акции проектной организации на 100 тыс. рублей. Всего она намеревалась вложить в проект в Перми порядка 8 млрд рублей. При ликвидации «РВ-Пермь» выплаты акционерам осуществят за счет активов данного общества. Как пояснили в минтрансе, размер выплат будет определен по номинальной стоимости акций. В ведомстве добавили, что с акционерами планируется рассчитаться после погашения всех обязательств «РВ-Пермь» перед сторонними лицами. О каких именно контрагентах и суммах идет речь, в министерстве не уточнили.
Взыскать средства с «РВ-Пермь» пыталась компания учредитель – ОАО «РЖД-Развитие вокзалов». Она требовала вернуть 500 тыс. рублей долга, 345 тыс. рублей процентов и неустойку по договору займа от 29 октября 2013 года, который был заключен на срок один год. Заявление было подано в арбитражный суд Московской области в июне 2018 года, и в его удовлетворении отказано в связи с истечением срока исковой давности. В декабре 2017 года ОАО «РЖД-Развитие вокзалов» признано банкротом, в отношении компании открыто конкурсное производство. В рамках процедуры на торги была выставлена доля в АО «РВ-Пермь», начальная цена лота – 270 тыс. рублей. Заявки на участие в аукционе принимаются до 13 декабря 2018 года.
«РВ-Пермь» за время существования успела приобрести скандальную репутацию. Так, проведенная Контрольно-счетной палатой Пермского края проверка выявила ряд нарушений. В частности, 94,7 млн рублей на длительный период (1-2,5 года) отвлекались на авансирование двух неисполненных договоров. Первый – с ООО «РВ-Проект» на разработку проектно-сметной документации. Вторая сделка – с ОАО «РЖД» на покупку недвижимого имущества по ул. Локомотивной, 18. Перечислен аванс 50 млн рублей. Данный договор впоследствии был расторгнут. Как отмечает КСП, общая стоимость контракта составляла 300 млн рублей, то есть больше, чем имелось у ОАО «РВ-Пермь».
Кроме того, КСП выяснила, что бывший директор «РВ-Пермь» Алексей Шабалин брал себе под отчет в общей сложности 4,3 млн рублей. В том числе на момент досрочного увольнения по собственному желанию у него находилось 1,2 млн подотчетных средств. Впоследствии Алексей Шабалин стал фигурантом уголовного дела. Он получил условный срок за растрату вверенного его имущества на сумму более 3 млн рублей.
Отчет КСП о деятельности был обнародован в феврале 2017 года, тогда же краевые власти перешли к активным переговорам с ООО «Трансстройм» о реализации проекта ТПУ. В «РВ-Пермь» сменилось руководство, в него вошел представитель инвестора. Он в тот период отстаивал интересы «РВ-Пермь» в суде, и компании удалось разрешить в свою пользу судебный спор с ООО «РВ-Проект». Организация взыскивала с «РВ-Пермь» 25 млн рублей за разработку проектной документации ТПУ, которая не была подготовлена. Дело осложнялось тем, что Алексей Шабалин подписал акт приемки работ, однако в итоге суд отказал в удовлетворении требований истца. Стоит отметить, что доля (100%) в ООО «РВ-Проект» также выставлена на торги в рамках банкротства «РЖД-Развитие вокзалов». Стоимость этого лота – 900 тыс. рублей.
В конце 2017 года краевые власти сочли неприемлемым строительство на участке Товарного двора крупного торгового центра, как того хотел «Трансстройм». Разработанная инвестором на собственные средства документация была изменена, но исключительно в этой части – на месте ТЦ появились кварталы, предназначенные под смешанную застройку. Представитель ООО «Трансстройм» был исключен из состава управления компании «РВ-Пермь», ее возглавил Дмитрий Ильин, который тогда был генеральным директором Корпорации развития Пермского края. Сейчас «РВ-Пермь» руководит нынешний глава КРПК Павел Жиделев.
В январе 2018 года край заявил о намерении провести отбор инвестора строительства ТПУ. А летом схема реализации проекта вновь кардинально изменилась. Власти решили, что выкупят у «РЖД» имущественный комплекс по ул. Локомотивной, 18 (Товарный двор). Средства, которые получит РЖД, должны пойти на строительство объектов транспортно-пересадочного узла Пермь II – а именно железнодорожного вокзала и автовокзала, с последующей передачей последнего в пользование краевого министерства транспорта. Региональный парламент согласовал выделение 800 млн рублей на приобретение имущества у «РЖД». С компанией должен быть заключен соответствующий госконтракт. Что примечательно, при обсуждении вопроса об архитектурной концепции ТПУ депутатам демонстрировали наработки, сделанные компанией «Трансстройм», хоть и с оговоркой, что это не окончательный вариант.
Несмотря на все изменения в схеме реализации проекта ТПУ, окончательный срок возведения объектов, объявленный властями, изменился незначительно. Согласно планам, ТПУ должен быть построен до донца 2022 года. В конце 2017 года, когда предполагалось, что «Трансстройм» сможет вот-вот перейти к стадии проектирования, были намерения получить готовую документацию к началу 2019 года, а объекты ТПУ возвести в первом квартале 2022 года. Ликвидационные мероприятия в отношении «РВ-Пермь», которая теперь не нужна для строительства вокзала, планируется завершить в апреле 2019 года.