В Ленинском районном суде Перми с последним словом выступил бывший гендиректор НПФ «Стратегия» Петр Пьянков. Он обвиняется в присвоении и растрате активов фонда в особо крупном размере с использованием служебного положения, легализации добытых преступным путем средств и незаконном образовании юридических лиц.
По версии следствия, он решил вывести из фонда имущество — паи ЗПИФ «Родные просторы», облигации ООО «Ротор» и акции ПАО «Промышленные активы», включенные в пенсионные резервы организации. Эти ценные бумаги находились в доверительном управлении ООО «Магистраль» и ООО «Фракталь». В итоге через ряд сделок имущество оказалось у подконтрольных главе НПФ фирм.
Вменяемую часть, связанную с созданием и использованием подставных фирм, Петр Пьянков назвал абсурдом. По его словам, смежные предприятия успешно работали в интересах «Стратегии» много лет, имели реальное имущество и эффективных руководителей. По сути, фирмы представляли собой холдинг, в котором полномочия распределены между руководителями, занимающими разные позиции, заметил подсудимый.
«По такому принципу работают все финансово-промышленные группы. Эти эпизоды надуманы следствием, чтобы ужесточить мне наказание», — заметил г-н Пьянков. Он добавил, что при этом страдает невиновный человек — Дмитрий Щукин. По версии следствия, он подыскал нескольких людей для номинального руководства рядом компаний, подконтрольных Петру Пьянкову.
Имущество НПФ «Стратегия» продают на торгахТем не менее подсудимый назвал себя счастливым человеком, так как смог создать в России независимый пенсионный фонд, грамотно его развивать на протяжении 18 лет и предлагать клиентам хорошие пенсионные продукты. «Мы предоставляли всем жителям Пермского края пенсионные продукты, подобные тем, что доступны только руководству и работникам крупных российских корпораций. Именно эта уникальность и самобытность «Стратегии», которая перестала вписываться в общегосударственный вектор развития всей пенсионной системы страны после 2005 года, и послужила основной причиной отзыва лицензии», — пояснил Петр Пьянков.
Он напомнил, что фонд «Стратегия» единственный сумел развернуть государственную программу «1000 на 1000» в сторону простых граждан. «В результате уникальных разработок наших специалистов получить 100% от государства смогли более 55 тысяч клиентов, а 36 тысяч из них уже начали получать реальные пенсионные выплаты с этих счетов. Большинство из этих людей после отзыва лицензии у «Стратегии» остались без существенной добавки к своей государственной пенсии. Пусть программа еще формально считается работающей, до 2023 года, но уже никто из них не может пополнять свои пенсионные счета и, как следствие, получать 100% от государства», — подчеркнул он.
Во время выступления г-н Пьянков обратил внимание на игнорирование следствием информации о том, что все выведенные активы находились в группе компаний, обслуживающих «Стратегию». Их планировалось вернуть, как только Центробанк снимет свой запрет на прием этих ценных бумаг. Еще одним фактором, приведшем к краху фонда, стало недостижение договоренности с регулятором новых владельцев НПФ «Стратегия» — Андрея Куликова и его команды.
Система гарантирования прав застрахованных лиц начала действовать в России с 1 января 2015 года. Все НПФ, желавшие работать с накоплениями, должны были акционироваться и пройти проверку Центробанка.
Бывший гендиректор «Стратегии» подтвердил свою причастность к выводу активов фонда, однако пояснил, что его действия были направлены исключительно на сохранение НПФ. Намерений по хищению и растрате он не имел. «Я не отрицаю факты вывода активов фонда в группу предприятий, имеющих непосредственное отношение к «Стратегии», но причиной этого тяжелого для меня поступка являлось только желание сохранить фонд. Активы продавались, чтобы удовлетворить предписания мегарегулятора», — заявил он. Во время разбирательств сторона защиты сообщала, Центробанк указал, что в активах содержится слишком большая доля недвижимости, а реализовать их за несколько дней, как требовало предписание, не представлялось возможным.
Петр Пьянков сообщил, что 31 декабря 2015 год лично подал в Центробанк заявление о проведении внеплановой проверки «Стратегии» для вступления в систему страхования вкладов. Прибывшей в феврале комиссии были предоставлены все бумаги о проведенных сделках и объяснена их суть. «Отзыв лицензии у фонда в марте 2016 года и мой арест стали полной неожиданностью. Удивительно, что в предъявленном мне обвинении не упоминаются предписание Центробанка, как причина всех этих финансовых манипуляций, и факт продажи НПФ новым собственникам перед проведением переговоров с регулятором. Правоохранительные органы и Центробанк также проигнорировали информацию о местонахождении сохраненных активов и мои попытки вернуть их в фонд», — завершил свою речь подсудимый.
Присутствовавшие в зале вкладчики фонда также придерживаются версии о невиновности руководителя НПФ, называя основной причиной неисполнения фондом своих обязательств — отзыв лицензии, инициированный Центробанком.
Оглашение приговора состоится 10 декабря в Ленинском районном суде. На прошлом заседании гособвинитель попросила приговорить бывшего гендиректора НПФ к четырем годам лишения свободы и штрафу в 2 млн рублей.
Лицензия НПФ «Стратегия» отозвана в марте 2016 года. До этого, созданный в 1993 году фонд, входил в ТОП-30 российских НПФ. В 2015 году он был акционирован. По состоянию на 1 октября 2015 года пенсионные резервы НПФ «Стратегия» составляли 2,6 млрд рублей, пенсионные накопления — 4,1 млрд рублей, собственное имущество — 6,9 млрд рублей. Его клиентами были 78,2 тысяч застрахованных лиц, участниками — 68,7 тысяч человек.