Автор: Кристина Суворова
В пятницу вечером прямо из редакции мы отправились на Пермь I, чтобы погрузиться на теплоход «Владимир Маяковский» – единственное четырехпалубное пассажирское судно, базирующееся в Перми. Нам предстояло стать пассажирами рейса «выходного дня» и посетить Чайковский.
«Маяковский» показывает свою оригинальность еще стоя у причала. Незадолго до отправления на берег сходят аниматоры в костюмах, которые под громкую музыку показывают танцевальные движения туристам, стоящим на палубе, и те дружно повторяют различные «па». Традиционное представление вызывает интерес гуляющих по набережной. Оно повторяется при отправлении с каждой остановки. «Танцующий теплоход» знают в Астрахани, Волгограде, Казани и многих других городах, куда ходит «Маяковский».
Наш рейс тематический – карнавальный, поэтому в образах не только аниматоры, но и многие пассажиры. Не растеряться среди ярких взбудораженных людей помогает четкое расписание. После отправления и ужина есть время ознакомиться с информацией об экскурсионных турах в Чайковском и по желанию их приобрести. Затем дети отправляются смотреть мультфильмы в кают-компании, а взрослые – в концертный зал.
Шоу-программу и показ карнавальных костюмов предваряет знакомство, в ходе которого выяснилось, что значительная часть туристов на теплоходе не первый раз, а некоторые не меняют приверженности «Маяковскому» долгие годы. Примерно половина собравшихся, как оказалось, приехали из Екатеринбурга и Свердловской области. Что-что, а такой реки, как Кама, у них нет. Веселье продолжилось дискотекой «На теплоходе музыка играет» с живой музыкой от солистов группы «Серебряный порох». Пропускаем часть композиций и идем знакомиться с командой, организующей все веселье на теплоходе.
Удивило, как долго люди здесь работают – 15, 16, 17 и больше лет, а директор круизов Светлана Киселева в компании «ВолгаWolga» – 40 лет. Она рассказала, как проходят продолжительные рейсы, а не такие короткие, как в Чайковский. «У нас в арсенале несколько десятков развлекательных программ. Какую из них поставить в том или ином круизе, решаем на теплоходе, познакомившись с туристами на первом, «вводном» вечере. По реакции людей становится понятно, что им интереснее, психологически комфортнее. Конкурсные программы перемежаются театрализованными представлениями», – рассказывает Светлана Киселева.
Новый день начинается с зарядки на верхней палубе. Она транслируется по радио, так что повторять движения можно и в собственной каюте. После завтрака (на теплоходе, как в санаториях, действует заказное меню) причаливаем в Чайковском. Мы вместо осмотра городских достопримечательностей отправляемся на экскурсию по теплоходу в сопровождении арт-директора Константина Новикова.
На нижней палубе рецепция с холлом, на одной из стен расположен экран, на карте в режиме реального времени можно наблюдать, где проходит теплоход в данный момент. Там же можно найти расписание, чтобы не пропустить ничего интересного. Мероприятий бывает много, рекорд – семь в разных «локациях» одновременно. Помимо конкурсов, театральных и музыкальных представлений проводятся различные мастер-классы: по танцам, рукоделию и даже самообороне, интеллектуальные игры.
Заглядываем в радиорубку, откуда подаются объявления, путевая информация, а также поздравления – их можно передать через специальный «почтовый ящик» или лично ведущему.
На главной палубе заходим в кают-компанию для детей «Другое место». Свое название она получила благодаря родителям, которые часто отправляют своих чад поиграть «где-нибудь в другом месте». Детей на теплоходе занимают весь день: утром активные, подвижные игры, днем творческие занятия, вечером мультики, рисование, чтение. Здесь также есть небольшой фитнес-зал с тренажерами. На нашем рейсе выходного дня он закрыт, но у пассажиров длинных круизов есть возможность постоянно поддерживать себя в спортивной форме. Раньше в этом помещении был парикмахерский салон, но потребности пассажиров меняются, и комнату переоборудовали. Работают экскурсионное бюро, медпункт, пункт проката, где можно бесплатно на время взять бинокли, пляжные зонты, надувные матрасы и прочее.
Выше, на средней палубе, в кормовой части располагается ресторан «Кама». Возле него находится сувенирный магазин, в течение рейса его ассортимент обновляется. В носовой части – зал отдыха с книгами, настольными играми, телевизором. Связь спутниковая и «ловит» везде, но программа круизов построена так, что времени на сериалы и новости остается немного. «Путешественники все больше привыкают только смотреть со стороны на происходящее и не участвовать. С каждым годом становится сложнее раскрепостить людей, но мы видим отдачу, когда это происходит», – рассказывает Константин
Из разнообразных круизов можно выделить «Легенды Пармы», с удмуртской и коми-пермяцкой этнографической «начинкой» – дегустацией местных блюд, ремесленными мастер-классами, концертами знаменитых «Бурановских бабушек». Есть программы для молодоженов и семейных пар, тематические круизы «Стиляги», «Назад в 90-е» и другие.
На шлюпочной палубе (на теплоходе ее называют солнечной) в хорошую погоду проводятся мероприятия на открытом воздухе. Есть лежаки, на которых можно загорать. Здесь также расположены два бара – «Волга» и «Нева». С самой верхней палубы открывается самый живописный вид на реку. Едва мы отошли от Чайковского (снова с песнями и танцами), пошел легкий дождь и к закатному пейзажу добавилась широкая радуга. Вид привел всех в восторг и заставил сделать десятки фотографий. Развлекательная программа второго дня завершилась награждением туристов за лучшие костюмы, главный приз – путевку на круиз следующего года – получила дама в образе «Ведьмочки».
На следующий день «Владимир Маяковский» вернулся в Пермь. Снова звучал гимн теплохода («Потерян покой, и сердце сгорает мое над волной»), который мы к тому времени успели выучить почти наизусть, снова на палубе станцевали зажигательный танец, и пассажиры покинули борт. А мы отправились в капитанскую рубку.
У капитана Антона Карпова мы узнали, как управляют теплоходом, в том числе ночью или во время тумана. «Видеть» в темноте позволяют радиолокатор и система электронного отображения карт. У теплохода три главных двигателя мощностью по 1000 лошадиных сил каждый, способные разогнать судно до скорости 25 км/час. Электроэнергией его обеспечивают четыре дизель-генератора. На полном ходу в течение суток теплоход расходует 9-9,5 тонн топлива.
«Владимир Маяковский» вмещает 300 пассажиров и около 100 человек экипажа и обслуживающего персонала. Судно построено в 1978 году в Германии. На протяжении многих лет оно эксплуатируется и обслуживается владельцами – компаниями «Спутник» и «ВолгаWolga».
А по Каме едет теплоход.
Наш рейс в Чайковский завершился 23 сентября, вместе с ним закончилась навигация 2018 года. Сейчас теплоход готовят к «зимовке», выполняют техническое обслуживание, плановый ремонт. Команда, наполняющая круизы событиями, также продолжает трудиться: обновляет программы, чтобы удивлять не только новых, но и постоянных туристов. С прошлого года руководство и работники компании встречаются с ними и «на суше». Тех, кто побывал в пяти и больше круизах, приглашают на «зимний ужин». Такие встречи с развлекательными программами пройдут в Самаре, Ульяновске, Ижевске, Екатеринбурге, Перми и Березниках.
Поездки выходного дня. Власти хотят заинтересовать муниципалитеты проектом «Не сиди дома»