Автор: Кристина Суворова
На пленарном заседании городской думы депутаты расспросили начальника департамента администрации Перми Романа Залесинского о новой транспортной модели. Ответы не оказались убедительными, и нарастающий поток критики смог прервать только мэр Дмитрий Самойлов. «Поводом» для выступления г-на Залесинского, доклад которого изначально не был заявлен в повестке, послужил локальный вопрос о приобретении подвижного состава для муниципального автопарка. Депутаты сравнили расходы на две партии автобусов: одна (5 штук) закуплена МУП «Пермгорэлектротранс», другая (85 штук) только планируется. Выяснилось, что в первом случае стоимость одного автобуса ниже, хотя, казалось бы, «оптом» должно быть даже дешевле.
Объяснение этому Business Class дали в пресс-службе администрации: «В текущем году стоимость одного автобуса Volgabus составила порядка 9,9 млн рублей. При проведении закупки в следующем году цена может вырасти из-за повышения НДС, а также в связи с изменениями конкурсной документации в части технического оснащения автобусов. При этом будут проведены торги, в которых возможно понижение начальной стоимости», – подчеркнули в департаменте дорог и транспорта.
Однако начальник ведомства, выступая перед депутатами, объективных причин удорожания автобусов не назвал, а только констатировал, что «сложилась новая коммерческая стоимость» – 10,6 млн рублей за одну единицу. О техническом оснащении он сказал, что из требований ко второй партии убрали наличие купюроприемников и валидаторов («минус» 400 тыс. рублей), но добавили «датчики пассажиропотока» («плюс» 100 тыс. рублей).
Еще одно объяснение «особенностей» закупки прозвучало косвенно – из уст депутата Владимира Плотникова. «Я понял на нашей предыдущей встрече, что кто-то вас подставляет, делает из вас вруна», – сказал он г-ну Залесинскому. О ком конкретно идет речь, не уточнялось.
Депутаты стали спрашивать докладчика об изменениях, которые ожидаются в транспортной отрасли, и далеко не все ответы их удовлетворили. На вопрос Владимира Молоковских о сроке окупаемости муниципального парка сначала прозвучало, что «задачи окупить проект не стоит», но после просьбы уточнить ответ Роман Залесинский озвучил: «Пять – семь лет». Веронике Куликовой чиновник заявил, что департамент дорог и транспорта не отвечает за безопасность транспортного обслуживания. Позиция изменилась, когда председатель гордумы Юрий Уткин спросил: «Вы не оговорились?» Позже он обратил внимание на еще одну досадную оговорку. Разволновавшись, Роман Залесинский сказал, что ставит перед собой цель «ухудшить, а не улучшить качество услуги для пассажиров».
Первый зампредседателя Пермской городской думы Дмитрий Малютин отметил, что для наведения порядка в отрасли есть все инструменты и ресурсы. «Нужны воля и последовательность», – заявил он. И напомнил г-ну Залесинскому, что согласно «дорожной карте» по реализации новой транспортной модели департамент обязан представить на утверждение думы ряд документов, но сроки неоднократно срывались. Александр Филиппов обнаружил неточности в высказывании Романа Залесинского о расходах, связанных с переоборудованием одного из цехов муниципального парка для обслуживания газомоторной техники. Чиновник говорил о 20 – 70 млн рублей, тогда как по информации депутата речь идет о сумме значительно большей, в 217 млн рублей. «Гнетущее впечатление складывается от вашего выступления», – заметил г-н Филиппов.
К «режиму мнений» парламентарии не перешли, так как вмешался глава города Дмитрий Самойлов. Он заявил, что не может допустить, чтобы обсуждение крайне важных изменений в сфере транспорта шло «на таком негативном фоне». Мэр отметил, что от узкого вопроса о покупке техники дискуссия перешла к транспортному обслуживанию населения в целом и предложил обсудить эту тему отдельно в декабре. Возражений не последовало.