Знаковой новостью недели стало восстановление признанного символа города: надписи «Счастье не за горами». И если поначалу сооружение (и, видимо, само обещание) было временным художественным капризом, то теперь, судя по антивандальному исполнению, местоопределение Счастья – незыблемый географический факт.
Были у властей на неделе и другие хлопоты. Например, покупка манежа «Спартак». Стоит наградить аплодисментами ответственных чиновников: они весьма грамотно поучаствовали в конкурсе, сберегли бюджетные деньги. Поначалу, когда речь еще шла о возможности проведения аукциона, за объект просили не менее 300 млн рублей. И эти деньги могли пойти на удовлетворение требований кредиторов компании, в том числе «Экопромбанка», у которого и свои кредиторы имеются…
Однако при этом Пермь почти наверняка лишилась бы спортивного объекта, которых в столице Прикамья и так не густо: площадку наверняка застроили бы жильем. Добившись проведения конкурса с обязательством сохранить спортивную специализацию участка, администрация исключила из претендентов инвесторов и, конечно, добилась своего. Возможно, когда-нибудь (через год) манеж можно будет использовать по назначению. Помнится, «Спартак» уже давно выглядел, как изрядно потрепанный львом гладиатор, а сейчас здание, по информации депутата гордумы Сергея Богуславского, даже не отапливается…
Невольно возникает вопрос – а стоило оно того? Не лучше ли было дать событиям развиваться своим чередом: кто-то бы реализовал проект точечной застройки, кто-то обзавелся новой квартирой, а другие – получили бы часть денег, вложенных «под честное слово» в пермский банк. Но в этой игре, похоже, другие правила: каждый сам за себя.
Это правило вспомнится еще не раз. Если все пойдет, как задумано (а сомневаться в этом не стоит), уже к концу года система теплоснабжения Перми перейдет в концессию к подразделению «Реновы». Это событие, несомненно, откроет новую страницу в муниципально-частном партнерстве в Перми и будет вписано отдельным абзацем летописи концессий в России.
Преимущества новой схемы взаимоотношений очевидны: у концессионера появляется стимул использовать средства, полученные от продажи столь необходимого в нашем климате тепла, на реконструкцию сетей и котельных. У властей города денег на это нет. Но теперь это – не их проблемы!
Скажем прямо – деньги есть у потребителей тепла, которые, в конечном счете, и заплатят за все. Чего точно не стоит ждать в ближайшие годы, так это снижения цены калорий. Между тем, уже сейчас она такова, что при определенных условиях выгодней нагревать дома воду электричеством, нежели пользоваться горячей из водопровода, что, собственно, нонсенс. Будем надеяться, что в результате всех нововведений жителям не придется на собственном опыте доказывать, что и топить помещение индивидуально, высунув дымоход в форточку, экономически целесообразней.
Не менее занятная история разворачивается на наших глазах в сфере вывоза и утилизации ТКО. Региональный оператор, у которого нет ни одного контейнера и мусоровоза, да и с полигонами все непросто, заключает контракты на вывоз отходов на десятки миллионов рублей, причем и то и другое еще нужно собрать с жителей. Пока вся работа оператора будет заключаться (кроме выставления счетов) в маршрутизации перевозок, а возить мусор по замыслу реформы предполагается довольно далеко. Водителей мусоровозов впору будет посвящать в дальнобойщики. О сортировке и отличающемся от захоронения способе утилизации ТКО пока речи не идет – тоже нет денег, а концессионер еще не нашелся. Хотя это точно не значит, что вывоз мусора будет дешевым удовольствием.
Нельзя сказать, что такие решения принимаются вопреки интересам жителей. Просто есть трудные решения, которые назрели, а пермяки просто не знают своего счастья. Вот им и напоминают: оно не за горами – и не в деньгах.