Обычно статьи, подводящие итоги, принято начинать словами «Год оказался противоречивый/неоднозначный/парадоксальный» и т.п. Но про уходящий год так не скажешь. Абсолютное большинство основных процессов в Пермском крае были подчинены единой логике, и она же продолжит определять правила игры в дальнейшем.
Первый полный год Максима Решетникова на посту губернатора Прикамья завершил региональное «укрепление вертикали». Сегодня глава региона определяет все, других полюсов силы в территории не остались. Понятно, что и предыдущие губернаторы очень существенно влияли на ситуацию (Олег Чиркунов в большей степени, Виктор Басаргин – в меньшей), но сейчас этот процесс достиг максимального уровня в истории Перми и даже формализовался. Обсуждение городских вопросов проходят теперь в систематическом режиме, в специальном формате «городских часов», когда Максим Решетников определяет с чиновниками правительства и мэрии направления развития краевого центра. Градостроительное переустройство Перми, новая модель общественного транспорта, подходы к размещению уличных торговых объектов и наружной рекламы… В начале декабря главный архитектор Перми Дмитрий Лапшин, выступая на строительном форуме «100+» в Екатеринбурге, заявил, что получил указание от губернатора «о создании нового пермского стиля» в архитектуре (цитата по интернет-изданию Накануне.RU).
После сданного в эксплуатацию в ноябре 2017 года здания терминала пермского аэропорта новых крупных объектов в 2018 году в Перми не появилось. Начались работы на городской эспланаде, на территории бывшего завода Шпагина (здесь даже проводятся первые мероприятия). Строительство нового зоопарка сопровождалось новостями о текущих проблемах, одно из возведенных зданий даже снесли, но планы сдачи первой очереди в 2019 году остаются в силе. В 2018 году прояснилась судьба Пермской художественной галереи, ее ждет переезд на территорию завода Шпагина, а вот местоположение нового здания оперного театра так и не определилось. По документам под него готовят место у Коммунального моста, при этом публично приоритетом называют район Разгуляя. Скорее всего, это плохой знак для театра, похоже в ближайшее время за проект браться не собираются.
Самым интересным и важным городским проектом, реализацию которого можно считать начавшейся, Business Class считает реформу общественного транспорта Перми. За многими нюансами и проблемами (в том числе фигурой начальника департамента дорог и транспорта мэрии Романом Залесинским) на самом деле скрывается отличный план. И если от принципа «хотели как лучше, а получилось как всегда» удастся защититься, то Пермь получит эффективную и качественную систему городского общественного транспорта.
Рационального в обсуждаемой сейчас модели очень много: прозрачные отношения с бизнесом, тарифное меню, система бесплатных пересадок и безналичная оплата, инвестиции в инфраструктуру, современные автобусы и трамваи. Пока самым слабым звеном выглядит как раз г-н Залесинский, которого нещадно критикуют и депутаты, и перевозчики, и общественники. Дошло даже до получения им выговора от мэра Перми Дмитрия Самойлова. Говорят, что такой ценой спасли обсуждение транспортной реформы на пленарном заседании думы. Но только на готовности играть роль жертвы далеко не уедешь.
Максим Кис продолжает доказывать, что является самым умным чиновником Перми. Начальник дирекции дорожного движения выступает главным проводником идеи платного паркинга, который внедряется в городе грамотно и логично. А в 2018 году г-н Кис продемонстрировал еще и хорошее чувство юмора, возложив цветы к «памятнику бесплатным парковкам», который инициативные пермяки поставили возле одного из домов в зоне платной парковки.
«Как и все водители, мы никогда не забудем, как много лет парковочные места служили нам верой и правдой. В последние годы мы иногда злились на них, когда было трудно отыскать днем свободное парковочное место. Но теперь они ушли, их почти не стало в центре нашего города. В память о них парковками в центре города можно бесплатно пользоваться в выходные и праздничные дни, а также ежедневно с 19 часов до 9 часов следующего дня», – написал Максим Кис в Facebook.
Бизнес в России привык, что его не очень-то ценят и любят, особенно бизнес малый. Но с наступлением текущего экономического кризиса это давление еще больше усилилось. К сожалению, Пермь в этом же тренде. Сокращается количество уличных киосков и павильонов, аналогичная история с рекламными конструкциями. Единые требования к вывескам ведут к дополнительным затратам бизнеса. Специально для контроля за исполнением этих мер в администрации даже создают новые рабочие места. В мэрии планируют увеличить на 17 человек штат МКУ «Содержание муниципального имущества», за три года на демонтаж выделят 44 млн рублей из бюджета. Штрафы за несоблюдение требований к размещению вывесок на фасадах зданий уже начали взыскивать. С конца октября оплата за нарушения достигла почти 150 тыс. рублей.
В общем, предприниматели переживают очень непростой период. Не случайно впервые за три года прибыль у компаний из ТОП-300 малых предприятий Пермского края упала. При этом более половины выручки приходится на торговые фирмы.
Есть в Прикамье организация, которые многие годы, несмотря на экономические или политические перемены, продолжает спасать людей. В 2018 году проект «Больше жизни» фонда «Дедморозим» получил сразу две награды крупнейшего в России благотворительного фонда «Подари жизнь». Работа пермяков по поддержке детей с неизлечимыми заболеваниями была единогласно признана жюри лучшей в номинации «Качество жизни». Также проект получил приз «Признание сообщества» – по итогам голосования 35 благотворительных организаций со всей России. «Когда мы в фонде «Подари жизнь» придумали эту премию, хотели показать, как много в России эффективных и профессионально работающих фондов. Это люди со всей страны, которые на одном энтузиазме буквально двигают глыбы, создают отлаженные системы помощи, добиваются реальных перемен в огромной и очень сложной сфере», – сказала соучредитель фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова.
Дмитрий Жебелев и его команда заставляют верить в чудеса. Спасибо им за это!