Автор: Кристина Суворова
Прокуратура Перми вынесла протест на распоряжение начальника городского департамента дорог и транспорта Романа Залесинского. 7 декабря он подписал документ разрешающий проезд общественного транспорта массой более 10 тонн по аварийному путепроводу по улице Монастырской. В связи с состоянием инженерного сооружения на подъезде к нему действует ограничение грузоподъемности, несмотря на это с 1 декабря 2018 года по участку пошли тяжелые автобусы Volgabus маршрута №2. Новое направление соединило станции Пермь II и Пермь I.
Помимо протеста в адрес начальника департамента надзорный орган выдал представление главе Перми – в связи с длительным бездействием органов местного самоуправления по принятию мер к обеспечению безопасности движения через путепровод по улице Монастырской. В мэрии отвечают, что общественный транспорт продолжает ходить по участку с 1999 году, когда введено ограничение по весу, и за эти годы нагрузка на сооружение даже снизилась (см. справку).
На другом фронте разворачивается противостояние властей и бизнеса. Пермское УФАС рассмотрело жалобу перевозчика Игоря Колесникова на аукцион по обслуживанию автобусного маршрута №2 «Предприниматель пытался оспорить одно из требований к подвижному составу – 100% низкого пола. Заявитель доказывал, что оно введено организатором конкурсной процедуры самостоятельно и противоречит положениям ГОСТа (см. справку). Кроме того, он не согласился с включением в формулу расчета начальной цены контракта расходов на установку и обслуживание электронной оплаты проезда. Как сообщили Business Class в ведомстве, жалоба признана не обоснованной.
Николай Белоусов, представлявший в УФАС интересы заявителя, рассказал «bc», что вероятно данное решение будет оспорено. «Ознакомимся с мотивировочной частью и, думаю, подадим жалобу», – отметил он. По данным собеседника, более двух стопроцентно низкопольных автобусов есть у трех-четырех пермских перевозчиков. При этом за последние несколько лет приобретено немало новой техники, в том числе с низким полом (на 2/3, а не на 100%), и она в перспективе может остаться не у дел. «Автобусы, которым еще ездить и ездить, администрация принципиально вычеркивает из конкурсных процедур», – полает г-н Белоусов.
В администрации Перми Business Class пояснили, что в аукционных требованиях указано, что все транспортные средства на маршрутах должны иметь 100% низкого пола, и при подаче заявки на аукцион перевозчик обязан продекларировать соответствие автобусов этому требованию. Проверка его соблюдения будет проводиться перед началом осуществления перевозок. В случае если перевозчик не обеспечит выход на маршрут 100% низкопольного транспорта, к нему предъявят штрафные санкции вплоть до расторжения контракта. «В настоящее время в Перми работает несколько перевозчиков имеющих, либо готовых приобрести подобные транспортные средства», – добавили в мэрии.
По словам участников рынка, при сохранении этого требования необходимо будет обновить до 90% пермского автопарка. Бизнесмены соглашаются, что к этому нужно стремиться, но считают, что изменения должны быть постепенными. Кроме того, напоминают: заказчик вправе требовать то, что считает нужным, но за каждую «опцию» надо платить. «Я согласен с логикой Игоря Колесникова – в законодательстве нет «процентов низкопольности». Вместе с тем с точки зрения пассажира полностью низкий пол – удобнее. Поэтому перевозчики приобретали такую технику, чтобы выигрывать конкуренцию между маршрутами. Но это не было массовым, так как стопроцентно низкопольные автобусы существенно дороже других моделей», – рассказал директор ООО «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов. Он считает, что частные перевозчики смогут конкурировать с муниципальным, как минимум, на тех аукционах, где лоты будут небольшими.
Бывший начальник департамента дорог и транспорта Денис Гвоздев также поддерживает стремление властей сделать автобусы комфортнее. «Конечно, отсутствие ступенек удобно любому пассажиру, но есть очень важные сопутствующие вещи. Наличие низкопольных автобусов не улучшит качество услуг, пока нет соответствующих остановок», – обращает внимание эксперт. По его мнению, отсутствие инфраструктуры – одна из значимых причин, по которой в городе мало стопроцентно низкопольного транспорта.
По словам г-на Гвоздева, при предъявлении такого на всех дальнейших аукционах, речь пойдет об обновлении 90% автопарка. «Сделать это одномоментно просто невозможно. При этом довольно «свежие» автобусы (моложе пяти лет) придется «выбросить на свалку». Какой рачительный хозяин будет так действовать?», – рассуждает он. Эксперт отметил, что любое требование заказчика должно быть обосновано, а также отражено в цене контракта. «Если проанализировать аукционную документацию, становится понятно, что в расчетах используется стоимость техники, далекая от цены стопроцентно низкопольной техники», – пояснил он. «Перевозчики настаивают, что не нужно разово менять весь парк, и это не только их интерес как бизнеса. Масштабное обновление потребует колоссальных затрат, которые будут компенсироваться за счет регулирования тарифа на проезд и за счет бюджета», – заключил Денис Гвоздев.
Активистка Людмила Ёлтышева, выступающая против закрытия железнодорожного сообщения на участке Горнозаводского направления, обратилась в надзорный орган с вопросом о законности запуска нового маршрута. Ответ она опубликовала в социальной сети. В документе, подписанном заместителем прокурора города Анной Бабкиной, говорится, что распоряжение Романа Залесинского от 7 декабря 2018 года нарушает федеральные законы «О безопасности дорожного движения» и «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности…». Оно также противоречит постановлению администрации от 1999 года «О реконструкции путепровода по ул. Орджоникидзе (ныне Монастырская) и ограничении пропуска транспорта массой более 10 тонн». Этим документом, в частности поручено управлению внешнего благоустройства реконструировать улицу Советскую, обустроив разворотное кольцо для автобусов и площадки для посадки и высадки пассажиров.
В связи с перечисленными нарушениями на распоряжение начальника департамента дорог и транспорта администрации Перми вынесен протест. В мэрии отмечают, что согласно постановлению городской администрации от 1999 года, на участке допускается проезд двух троллейбусных маршрутов и одного автобусного. Сейчас по путепроводу проходят только один маршрут электротранспорта и два – двух автобусных. При этом на направлении №3 работают автобусы малой вместимости (ПАЗ и др. – «bc»), а автобусы №2 сопоставимы по массе с троллейбусами. «Таким образом, с момента принятия постановления в 1999 году, фактическая нагрузка на указанный путепровод существенно снижена. Общее ограничение движения транспорта массой свыше 10 тонн сохраняется. При этом исключение распространяется на общественный транспорт в целом, включая и автобусы, с условием поочередного проезда для обеспечения безопасности. В связи с этим был установлен знак, соответствующий правилам проезда участка», – рассказали в департаменте дорог и транспорта.
Согласно аукционной документации по маршруту №2 подвижной должны иметь 100% низкого пола. Таким автобусом считается тот, у которого не менее 100% площади, отводимой для стоящих пассажиров, образуют сплошную поверхность без ступенек, на которую можно подняться через все двери, сделав при этом один шаг с опорной поверхности. В ГОСТе, на который ссылается заявитель, указано, что транспортным средством с низким расположением пола является такое, в котором, по меньшей мере, 35% площади, отводимой для стоящих пассажиров, образуют сплошную поверхность без ступенек, на которую можно подняться через, по крайней мере, одну служебную дверь, сделав при этом всего один шаг с опорной поверхности.
Предприниматель полагает, что МКУ «Гортранс» ужесточило это требование исключительно для того, чтобы обеспечить победу конкретному перевозчику – МУП «Пермгорэлектротранс», которое с 1 декабря обслуживает маршрут №2 на основании контракта, заключенного без конкурса на сумму до 100 тысяч рублей. В пользу этого довода, по словам заявителя, говорит то, что ранее при покупке автобусов для ПГЭТ также было предъявлено требование стопроцентной низкопольности. В результате муниципалитет купил технику Volgabus.