Перед Новым годом истек срок, к которому региональные аэропорты должны были разработать проекты приаэродромной территории и утвердить его в Росавиации. В «Большом Савино» на запрос Business Сlass о готовности расчетов новых подзон не ответили. Между тем, этот вопрос имеет колоссальное значение.
В конце 2017 года вышло постановление Правительства РФ №1460, в котором изменены способы расчетов приаэродромной территории аэропортов. Новации коснулись всех аэропортов страны, в том числе «Большое Савино». Теперь приаэродромная территория пермского аэропорта составляет 30 км от его контрольной точки и покрывает чуть ли не всю Пермь, включая микрорайон Молодежный и даже часть Краснокамска.
Главные изменения коснулись расчета седьмой подзоны аэропорта, в которой возможны превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. На территории новой седьмой подзоны рискуют оказаться жилые поселки Кеты, Култаево, Болдино, Ванюки, Песьянка и Хмели. В этом случае цены на недвижимость в поселках могут существенно упасть, а строительство новых жилых домов станет невозможным – их просто не зарегистрируют в реестре прав на недвижимость. Также пока остается непонятным, что делать тем, кто купил участок под строительство жилья или уже его строит.
30-километровая приаэродромная территория аэропорта «Большое Савино».
Данные pkk5.rosreestr.ru.
1 июля Президент России одобрил поправки в Воздушный кодекс. Теперь муниципальные власти рассчитывают размер ущерба, который аэропорт должен выплатить владельцам земель и строений за то, что на эту недвижимость накладываются ограничения по использованию. Согласно документу, предполагается выплата компенсаций владельцам близлежащей частной недвижимости в случае строительства новых взлетно-посадочных полос. Владельцы недвижимости смогут обратиться к аэропортам за компенсациями в связи с тем, что на землях нельзя строить совсем или можно, но с ограничениями. Жители домов, где превышен допустимый уровень шума, могут потребовать даже переселения за счет аэропортов.
«Сейчас собственники часто не знают о существующих ограничениях на их земли – новое законодательство устранит этот пробел, оно также даст аэропортам стимул оптимизировать приаэродромные территории по образцу Европы», – сообщают в министерстве транспорта Пермского края.
Согласно новому законодательству, будущие постройки нужно согласовывать с местными властями, иначе они могут быть не зарегистрированы в Едином реестре прав на недвижимое имущество. «Территория, на которой расположен аэродром «Пермь (Большое Савино)», находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации, которое и проводит согласование строительства в пределах приаэродромной территории и в районе аэродрома при определенных условиях», – рассказала начальник Пермского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю Елена Клюшова.
Директор Центра эколого-гигиенической оценки рисков здоровью населения Артур Шарифов говорит, что постоянное проживание на территории седьмой подзоны может пагубно сказаться на здоровье человека: «Основным неблагоприятным фактором, определяющим риск здоровью населения, является авиационный шум. У людей возможны нарушения со стороны нервной системы, например расстройство сна, нервозность, вегетососудистая дистония; сердечно-сосудистой системы, например повышение кровяного давления, ИБС или нарушения слуха. В некоторых случаях вредные эффекты могут возникать уже через 5-10 лет постоянного проживания в условиях повышенного уровня шума».
Руководитель компании «Все новостройки города» Александр Федоров прогнозирует падение стоимости жилья в приаэродромной территории: «Произойдет снижение рыночной стоимости земельных участков и готового жилья в среднем на 15-20%. Строящиеся жилые объекты подешевеют сильнее. Возведение дополнительных объектов к уже существующим также будет усложнено, что безусловно повлечет снижение инвестиционной привлекательности данных объектов, в некоторых случаях падение цены будет двукратным», – комментирует эксперт.
Максимальные аэропортовые уровни сборов и тарифов рассчитаны исходя из выручки аэропортов для покрытия их затрат. Поскольку затраты на расчет новых подзон лягут на плечи владельцев аэропортов, то после всех изменений можно ожидать роста цен на авиабилеты. В Управлении антимонопольной службы по Пермскому краю сообщили, что следят за ситуацией и не исключают роста цен на авиаперелеты: «Если вследствие вступления в силу изменений в действующее законодательство произойдет увеличение протяженности подзон аэропорта «Большое Савино» и это вызовет рост расходов оператора аэропорта, то АО «Международный аэропорт Пермь» имеет право обратиться в ФАС России для соответствующего пересчета утвержденных аэропортовых сборов и тарифов», – комментируют в УФАС Пермского края.Чтобы не накладно. Власти рассказали о развитии маршрутной сети пермского аэропорта