Автор: Кристина Суворова
Как стало известно Business Class, 30 января заместитель главы администрации Перми Людмила Гаджиева провела совещание с перевозчиками, посвященное пилотному проекту новой транспортной модели. Изменения в отношениях власти и бизнеса основываются на том, что выручка от продажи билетов в транспорте начнет поступать в бюджет, а перевозчикам станут оплачивать транспортную работу по контрактам, которые заключат по результатам аукционов. Кроме того, формируются новые требования к подвижному составу, а также готовится к масштабному выходу на автобусные маршруты муниципальный перевозчик «Пермгорэлектротранс».
По словам участников совещания, в пилотный проект включены 11 автобусных направлений: №№2, 3, 7, 9, 11, 23, 34, 36, 46, 60, 62. Их них новые – маршрут №9 «Субботино – микрорайон Нагорный», а также №11, который соединит микрорайоны Парковый и Садовый. Он заменит троллейбусы №8 и №13. Последний проходит по Комсомольскому проспекту, где с началом реконструкции снесут контактную сеть электротранспорта. Запуск пилотного проекта намечен на апрель, а в конце февраля – начале марта планируется объявить аукционы на обслуживание названных направлений. Несколько раньше намереваются провести закупку на перевозку трамваем.
Людмила Гаджиева обсудила с перевозчиками контракты, которые заключат по итогам «пилотных» конкурсных процедур. Ранее камнем преткновения в диалоге перевозчиков и властей стало требование стопроцентной низкопольности (вход во все двери автобуса без ступенек). Применение такой характеристики бизнес пытался оспорить в УФАС, но безуспешно. Дело в том, что техники с долей низкого пола 100% у предпринимателей мало, и необходимость использовать исключительно такие автобусы грозило заменой до 90% городского автопарка. Тогда как транспорта, у которого ступенек нет при входе в одну или две двери – гораздо больше.
В продемонстрированном проекте аукционной документации говорится, что все автобусы должны быть низкопольными, при этом у половины доля низкого пола – 100%. Кроме того, требуется 20% техники, работающей на газовом топливе. К парку предъявляются следующие требования: максимальный срок эксплуатации – 12 лет, при этом 50% автобусов не старше пяти лет; экологический класс не ниже «Евро-4» и 50% автобусов – «Евро-5».
«Стопроцентно низкопольную технику, да еще и с высоким экологическим классом, имеют лишь единицы «частников». И эти автобусы работают на линиях. Ни у кого кроме «Пермгорэлектротранса» нет такого транспорта, купленного и стоящего у забора в ожидании аукционов», – рассказал председатель НП «Автолидер» Александр Богданов.
Для ПГЭТ закупили 65 дизельных и 20 газовых автобусов Volgabus со стопроцентно низким полом. Общая сумма контрактов на поставку техники составила около 840 млн рублей. Новые автобусы придут в Пермь в апреле 2019 года. В перспективе муниципальное предприятие, по замыслу администрации, должно занять до 30% рынка Перми. Автобусных перевозчиков с самого начала обсуждения новой транспортной модели волнует то, насколько добросовестной будет конкуренция при масштабном выходе «Пермгорэлектротранса» на рынок. Но распределение долгосрочных контрактов по большинству маршрутов – вопрос 2020 года, и пока власти обсуждают с бизнесом только пилотный проект.
По словам Александра Богданова, в ходе совещания Людмила Гаджиева спрашивала, сколько перевозчиков могут конкурировать на аукционах с ПГЭТ. «Мы готовы, есть еще несколько игроков, но количество техники, обладающей нужными для победы параметрами, у предпринимателей и муниципалитета сейчас несравнимо. У «Пермгорэлектротранса» 85 полностью низкопольных автобусов! Соревноваться будет очень сложно», – говорит собеседник.
Перевозчики также сетуют на жесткие штрафные санкции. За неисполнение требований контракта администрация планирует начислять штрафные баллы. Самые тяжкие нарушения – ДТП с погибшими по вине подрядчика, отсутствие своевременного перечисления заказчику платы за проезд в полном объеме и низкое выполнение рейсов (менее 80% в месяц). Каждое из них карается сразу десятью баллами. Максимальное количество штрафных единиц равняется числу автобусов, работающих по контракту, если их больше десяти. Если меньше, то лимит баллов – десять. Каждое достижение лимита рассматривается как ненадлежащее исполнение контракта, которое грозит штрафом в размере 10% от суммы договора. А повторный такой факт – расторжением соглашения.
За менее значительные нарушения можно получить от 1 до 5 баллов. Например, ненадлежащее санитарное состояние автобуса внутри и снаружи – 1, неисправный валидатор – 2, неработающий видеорегистратор – 3, ненадлежащее взимание платы за проезд – 5 баллов. «Десяток можно нахватать за полдня», – уверен Александр Богданов. Особенно спорным он считает пункт о сборе платы. «Если будет зафиксировано, что пассажиру не продали билет, мы получим штрафные баллы. Но раз деньги забирают в бюджет, то почему мы должны отвечать за то, как кондукторы собирают деньги?» – задается вопросом перевозчик.
Несмотря на большое количество пока еще не разрешенных вопросов, предприниматели довольны тем, как стартовало обсуждение новых контрактов. «Диалог однозначно состоялся. Встреча показала настрой администрации на конструктивное общение и готовность к дальнейшему обсуждению», – отметил г-н Богданов. «Думаю, преждевременно говорить, что власти пошли или не пошли навстречу бизнесу в плане условий контракта. В целом впечатление от заседания позитивное. Начался рабочий процесс, в рамках которого мы можем высказаться и в итоге прийти к какому-то решению», – рассказал перевозчик Валерий Ротманов.
Департамент дорог и транспорта (ДДиТ) перешел под кураторство «социального» заместителя главы мэрии Перми Людмилы Гаджиевой с 1 января 2019 года. Обсуждение, состоявшееся 30 января, стало одной из первых встреч г-жи Гаджиевой с представителями транспортной отрасли. Администрацию на совещании также представляли начальник МКУ «Гортранс» Анатолий Путин, который отвечал на «технические» вопросы предпринимателей, и начальник ДДиТ Роман Залесинский. В повестке был заявлен его доклад о повышении безопасности работы муниципальных перевозок, но он не прозвучал.