Автор: Кристина Суворова
Реализация больших дорожных проектов, таких как улицы Революции, Героев Хасана, Карпинского, Крисанова, ТР-53, дают масштабный эффект улучшения работы улично-дорожной сети, а их стоимость исчисляется миллиардами. Локальные проекты, которые на порядок дешевле, воздействуют не столь заметно. Но в расчете на один вложенный рубль они оказываются не менее результативными. О малых проектах Business Class рассказал начальник Пермской дирекции дорожного движения Максим Кис.
Первое направление: мероприятия по снижению аварийности – установка светофоров, островков безопасности, изменение конфигурации перекрестков.
Второе: повышение связности дорог. В Перми довольно удачная квартальная сеть улиц, но с течением времени на некоторых участках появились «разрывы». Есть места, где их можно восстановить и повысить тем самым эффективность функционирования дорог. С повышением связности дорог уменьшаются перепробеги, снижается нагрузка на параллельные улицы, повышается надежность сети (больше путей объезда в случае ДТП, ремонта и т.д.) На больших кварталах и широких улицах сложно организовать так называемые тяжелые маневры. Под левый поворот можно выделить отдельную полосу, но это все равно будет мешать прямому ходу. Если вместо одной улицы в шесть полос шириной мы имеем три улицы по две полосы, то мест для маневра становится больше.
В качестве примера повышения связности дорог в 2018 году можно привести восстановление улицы Максима Горького на перекрестке с улицей Революции. Проведение этих работ было условием присоединения к улично-дорожной сети, которое выполнено застройщиком жилого комплекса «Новый центр». А город реконструировал светофор на перекрестке.
Третье: повышение пропускной способности перекрестков. Она в большей степени зависит от габаритов самого перекрестка, поэтому далеко не всегда есть смысл расширять всю дорогу. Это дорого, требует много дополнительного места, а в дальнейшем – более значительных затрат на содержание. В связи с этим иногда логично расширить проезжую часть лишь непосредственно перед перекрестком.
Например, на Северной дамбе обустроена дополнительная полоса перед перекрестком с улицей Крупской, в результате вечерних заторов практически не стало. Когда ремонт дамбы полностью завершится, при движении в сторону города около цирка вместо двух появятся три полосы.
Почти всегда в дневное и вечернее время перед пересечением этих улиц образуются заторы при движении как по ул. Братьев Игнатовых, так и по ул. Мира. Для улучшения ситуации нужно, во-первых, перенести остановочные пункты таким образом, чтобы автобусы, которые высаживают пассажиров, не мешали движению. Остановки должны быть расположены: на ул. Мира за перекрестком с ул. Братьев Игнатовых (при движении в сторону бывшего ипподрома); для автобусов, которые поворачивают с ул. Мира, – остановка на ул. Братьев Игнатовых; на стороне, где находится ДК им. Гагарина, одна остановка на прежнем месте. Во-вторых, пространство позволяет сделать заездные карманы, чтобы автобусы при высадке и посадке пассажиров не мешали потоку транспорта. Еще одно нововведение пока прорабатывается, но, скорее всего, на ул. Братьев Игнатовых получится выделить дополнительную полосу движения, чтобы выезд с нее осуществлялся быстрее. Тогда можно будет уменьшить время горения светофора и увеличить пропускную способность ул. Мира.
На участке ул. Ленина между улицами 25 Октября и Сибирской есть локальное расширение перед перекрестком. Но оно сделано не очень удачно: дополнительная полоса слишком короткая, и площадка трамвайной остановки мешает водителям перестраиваться. Немного продлив полосу за трамвайную остановку, мы облегчим проезд тем, кому нужно повернуть направо.
Для повышения пропускной способности ул. Лихвинской нужно немного увеличить габариты перекрестка с ул. Самаркандской и сделать дополнительную полосу. Сейчас при повороте направо водители блокируют прямое движение. Образуются заторы, несмотря на то, что поток транспорта здесь совсем небольшой. Кроме того, за перекрестком планируется добавить «принимающую» полосу, расширив проезжую часть за счет газона. При движении в обратную сторону – к бульвару Гагарина – две полосы, но одна блокируется, когда к остановке подходит автобус. Здесь предлагается сделать заездной карман на остановке.
Эта развязка неудобна в основном в плане выезда из Кировского микрорайона, особенно вечером. Здесь не только возникают заторы, но и наблюдается повышенная аварийность. Принято решение установить здесь довольно сложный светофорный объект, который будет настроен так, чтобы «придерживать» улицу Якутскую, давая возможность проехать транспорту, в том числе автобусам, по ул. Ветлужской. Во время приостановки движения по ул. Якутской светофор кратковременно будет выпускать поток с ул. Вольской. Таким образом мы сбалансируем потоки и дадим возможность безопасно проезжать эту развязку.
Рассматривается возможность совместно с реконструкцией ул. Революции произвести небольшие изменения и на ул. Сибирской. А именно – сделать дополнительную полосу для поворота с ул. Сибирской на ул. Революции для водителей, которые едут со стороны Камы.
Есть проект восстановления ул. Толмачева до ул. Окулова. Пока не планируется тратить на него бюджетные средства, поскольку восстановление этого проезда заложено в условия по присоединению к дороге застройщику жилого дома.
Малые проекты, которые пока остаются в «листе ожиданий». Сроки их реализации определяются по мере формирования бюджета Перми на новый год
Сейчас люди, которым нужно выехать из микрорайона Садового на Восточный обход, почти каждый вечер попадают в пробки. Необходимо сделать простой и понятный выезд с ул. Пушкарской, обустроив там разворот. Сейчас для разворота приходится проезжать за перекресток с бульваром Гагарина и обратно. Кроме того, нужна дополнительная переходно-скоростная полоса для заезда на ул. Пушкарскую со стороны бульвара Гагарина. Расчеты показывают, что эти изменения дадут очень высокий эффект. Раньше мы считали, что такие вещи делать опасно, поскольку на участке была высокая аварийность. Но больше года там работает фотофиксатор, отслеживающий среднюю скорость движения. Ситуация нормализовалась, поэтому создание маневров для разворотов вполне допустимо.
Переместиться между ними в часы пик не так просто. Если мы едем по шоссе Космонавтов от ДКЖ, то доехать до ул. Мира можем либо по ул. Советской Армии, либо по ул. Братьев Игнатовых. Предлагается, во-первых, организовать поворот с шоссе на ул. 9 Мая, сделать дополнительную полосу движения и поставить светофор «со стрелкой». Во-вторых, улучшить выезд на ул. Мира с ул. 9 Мая путем ее локального расширения перед перекрестком.
Между этими улицами есть совсем небольшой разрыв. Вполне возможно продлить ул. Ижевскую по кромке долины реки Егошихи и соединить ее с проездом вдоль ул. Чкалова под путепроводом. В результате жители микрорайона Владимирский получат возможность выехать на одну из крупнейших магистралей, минуя ул. Героев Хасана. Новая связь снизит нагрузку с крупных перекрестков и будет экономить время автомобилистов. Она также может использоваться для выезда из промышленной зоны.
Необходимо локальное расширение обеих улиц перед перекрестком и установка светофора.
Сейчас светофор на перекрестке этих улиц настроен так, что время выезда с улицы Борцов Революции минимально. Если мы его увеличим, то по ул. Спешилова будут накапливаться такие большие заторы, что они начнут блокировать «кольцо» в районе Соснового бора. Имеет смысл расширить перекресток на выезде с Верхней и Средней Курьи, чтобы автомобили могли поворачивать сразу с двух полос движения.