Автор: Кристина Суворова
Как стало известно Business Class, 14 февраля состоялась установочная встреча членов рабочей группы по разработке тарифного меню. Оно станет частью новой транспортной модели. На вводной встрече рассмотрели существующие практики внедрения тарифного меню в России и в мире, а также принципы, на которых эту систему предлагается построить в Перми, и основные виды проездных документов.
Власти проанализировали опыт Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Омска, Нижнего Новгорода, Челябинска, Волгограда, Лондона, Парижа, Берлина, Гонконга и Вашингтона. Выяснилось, что в большинстве крупных городов не используют «пересадочные» билеты и проездные документы с ограничением количества поездок. В ходу – безлимитные проездные, «электронные кошельки» и билеты на разовую поездку. Лимит действует только в Волгограде, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Безлимитные билеты разделяются по времени действия – от суток до года. Самые долгосрочные варианты доступны жителям Москвы, Лондона, Парижа и Берлина.
Чтобы мотивировать пассажиров к использованию безналичной оплаты, в большинстве городов России стоимость разовой поездки снижается на 7-24% . Например, в столице проезд за наличные стоит 55 рублей, а по «безналу» – 42 рубля. В Екатеринбурге – 28 рублей и 26 рублей соответственно. Многоразовые билеты дают право в течение определенного времени совершать пересадки между маршрутами. При этом цена одной поездки для пассажира снижается в два раза и более. В Омске и Нижнем Новгороде пересадочный билет стоит столько же, сколько одноразовый при безналичной оплате. В Челябинске и Волгограде многоразовый билет дороже одной поездки, но дешевле двух.
Принципы формирования тарифного меню:Стоимость безлимитных проездных формируется по принципу: больше ездишь – меньше платишь за каждую поездку. В Москве безлимит на сутки обойдется в 230 рублей, но если купить проездной сразу на год, то один день поездок будет стоить 53 рубля. В Екатеринбурге цена билета на трое суток составляет 390 рублей, а на месяц – 2800 рублей. Из расчета на день получается 130 рублей и 93 рубля соответственно.
– простота для восприятия пассажира;
– дифференциация тарифов в зависимости от способа оплаты, количества поездок, периода действия;
– наиболее привлекательными должны быть цены проездных билетов без лимита, чтобы стимулировать горожан к активному использованию общественного транспорта;
– наличие социальных проездных билетов;
– возможность бесплатной пересадки в течение определенного времени.
Что касается льготных проездных для студентов и школьников, то из восьми крупных городов России ограничения по количеству поездок введены только в Перми. В остальных используется «безлимит», а также электронные кошельки и карты для оплаты разовых поездок. При этом скидка составляет от 6% (в Москве) до 50% – в Новосибирске и Челябинске. Стоимость проезда в сутки при покупке безлимитного проездного документа для студентов зачастую выше, чем для школьников и пенсионеров. Например, в Екатеринбурге она составляет 57 рублей и 33 рубля соответственно. Вместе с тем, пенсионерам как правило, предлагают варианты проездных на ограниченное количество поездок.
В тарифное меню Перми предлагают ввести шесть основных видов билетов (см. справку). При этом о стоимости проездных на данном этапе речи не идет. К обсуждению экономически обоснованного тарифа на проезд рабочая группа планирует перейти в марте. А на конец апреля намечено рассмотрение проектов нормативных правовых актов, которыми будет утверждено тарифное меню.