Автор: Никита Диденко
Согласно прогнозу аналитической фирмы «SuperData», в 2019 году доход с продаж устройств виртуальной (VR), дополненной и смешанной реальности (AR), а также приложений для них, вырастет до 11,5 млрд долларов. В 2018 году этот показатель составил 6,6 млрд долларов. Цифры говорят сами за себя, интерес пользователей к виртуальным мирам растет. Однако из-за высокой цены далеко не все могут купить соответствующее оборудование себе домой.
Цены на очки виртуальной реальности по данным «Яндекс.Маркет» начинаются от 18 тысяч рублей для платформы PlayStation, заканчивая предложением от HTC (Vive Pro) в 106 тысяч рублей. Причем в эту стоимость не входит компьютер или приставка, к которой очки нужно будет подключить. Если в других странах подобные устройства пользуются спросом, то в России даже самые продвинутые пользователи не всегда готовы к таким дорогостоящим развлечениям. В связи с этим в стране набирают популярность клубы виртуальной реальности и различные VR-аттракционы в торговых центрах, где любой желающий может на короткое время попасть в «цифровой мир». Целевая аудитория подобных развлечений включает людей почти всех возрастов – от 6 до 50 лет.
По данным 2GIS, сейчас в Перми насчитывается 12 клубов виртуальной реальности. В основном они находятся в центре города, но некоторые расположились в спальных районах. Игроки рынка отмечают, что за последний год число клубов виртуальной реальности значительно увеличилось. По словам соучредителя клуба «Игровое пространство» Юлии Гранатовой, популярность подобных заведений в Перми только растет. «Если пару лет назад виртуальная реальность была еще «диковинкой» для массового потребителя, то сейчас это популярное развлечение как для взрослых, так и для детей. Количество клубов также стремительно растет», - говорит Юлия Гранатова.
Для того чтобы открыть подобное заведение, понадобится порядка 2-2,5 млн рублей. Что касается окупаемости такого бизнеса, то первая прибыль появится не раньше чем через три года.
Юлия Гранатова:
– Наш клуб еще в процессе окупаемости, важно было создать качественное место, которое знакомило бы гостей с миром виртуальной реальности максимально комфортно. Гости идут, поэтому настрой оптимистичный. Когда мы начинали, приходилось объяснять людям, что такое виртуальная реальность, сейчас пермяки уже знакомы с этой индустрией и выбирают более придирчиво. Планка для новых клубов постоянно поднимается.
Владелец центра виртуальной реальности Post-Scriptum Дмитрий Сюзев считает, что вопрос прибыли во многом зависит от маркетингового подхода.
Дмитрий Сюзев, владелец центра виртуальной реальности «Post-Scriptum»:
– Клубы виртуальной реальности пользуется популярностью, но, как правило, в городах-миллионниках, в остальных территориях России далеко не все знают и понимают, что такое VR. У нас, например, не все желающие могут попасть в центр по выходным, все занято. Некоторые заведения, имея хотя бы один шлем виртуальной реальности, уже кричат, что они клуб. Для нелегальной работы достаточно двух шлемов и вложений в размере 200 тысяч рублей. А чтобы открыть центр виртуальной реальности с хорошей уютной атмосферой, большим количеством шлемов, разнообразными играми и платным контентом, придумать систему управления клубом, CRM-программу и так далее, понадобится от 2 млн рублей.
Немаловажную роль в таком бизнесе играет и обновление оборудования. За последние годы появилось множество различных шлемов. В связи с этим заведениям приходится регулярно обновлять устройства. «Дело в том, что производство оборудования VR и AR, как правило, расположено в Европе и США. А за последние два года курс валют вырос, и продажи оборудования упали ввиду значительного роста цен. Например, в нашем клубе установлены шесть шлемов (PS VR, Vive, Vive PRO) в центре и еще два шлема для выездных мероприятий», – говорит Дмитрий Сюзев.
Юлия добавляет, что рост популярности клубов виртуальной реальности отчасти связан с появлением на рынке HTC Vive, а также с выходом игр на четверых и более человек. «Комплекты постоянно обновляются, стоимость растет. У одной HTC за последний год вышли три новые модели – HTC Pro, автономный HTC Focus и HTC Pro Eye с отслеживанием движения глаз, и уже анонсирована четвертая модель на 2019 год – HTC Cosmos. Думаем, что эта сфера только начинает развиваться, и впереди еще много нового и интересного», – уверена г-жа Гранатова.
Игроки рынка уверены, что с развитием технологий VR все больше будет проникать в массы. Аналитики из «SuperData» в целом согласны с тем, что рынок виртуальной реальности будет расти в течение 2019 года. Но в то время как бизнес-использование технологии быстро расширяется, потребительская виртуальная реальность будет продолжать развиваться медленно. Главными причинами такого положения вещей остаются цена и потребность в пространстве, ведь VR требует много места в квартире. В целом оборот сферы будет увеличиваться в течение ближайших лет, считают специалисты, но без резких скачков.
Фото: Pixabay.com