Автор: Никита Диденко
Игорь Васильевич, мэрия Перми опубликовала проект реконструкции среднего квартала эспланады. На ваш взгляд, выбрано верное направление?
– В Перми десятилетиями пытаются решить, как именно должна выглядеть эспланада. Нынешний проект вызывает ощущение выполнимого, по крайней мере, по сравнению с другими планами реконструкции центральных улиц города. Насколько я знаю, проект эспланады включает прокладку пешеходных тротуаров, укладку плитки и бордюрного камня. То есть качественное благоустройство. Могу с уверенностью сказать, что проект вполне реализуем, при этом максимум эффекта достигается минимальными средствами. Этого жители Перми всегда ожидали – без застройки и глобальной реконструкции, без перемещения монумента «Героям фронта и тыла». В условиях надвигающегося цейтнота при подготовке к 300-летнему юбилею Перми этот проект наиболее реалистичный.
Хотя, исходя из опубликованных материалов, проект благоустройства и озеленения эспланады так и не устраняет часть проблем, которые пытались решить годами. Когда идет обсуждение этой темы, всегда так или иначе возникает вопрос – куда парковать машины, особенно в периоды массового пребывания населения. Эта проблема в проекте не то что не решается, она просто проигнорирована. На протяжении многих лет все проекты реконструкции предусматривали в каком-то виде подземные автостоянки, и сделать их там еще можно. В 68-м квартале перед Законодательным собранием, где строится новый фонтан, уже надо было делать подземный паркинг – примерно на 300 мест. В 66-м квартале тоже мест 300-400 точно можно было разместить. Но почему-то и на сей раз не предусмотрели. Это сразу решило бы проблему массового пребывания людей во время праздников. Учитывая, что сложности периодические и перманентные, проектом еще можно предусмотреть их решение (Проект развития площадки бывшей кондитерской фабрики, рядом с эспланадой, который намерен реализовать екатеринбургский девелопер «Проспект», предполагает возведение подземного паркинга на 1200 мест. Условия пользования парковкой в МФЦ определит ее владелец – прим.ред).
Кроме транспортной проблемы есть и еще одна: инфраструктурное обеспечение территории. В первую очередь необходимы общественные туалеты, помещения бытового обслуживания и общественного питания. Естественно, инфраструктурное обеспечение территории приведет к удорожанию проекта, но это однозначно дешевле, чем каждый год возводить и разбирать объекты обслуживания, которые просто должны быть.
Другой важный момент – зимнее использование эспланады. Согласно опубликованным материалам, никаких изменений относительно того, как площадь эксплуатировалась до настоящего времени, проект не предусматривает. Получается, можно сделать вывод, что только дворники зимой будут чистить ее от снега, а в остальное время площадка будет простаивать. Каких-то интересных общественно значимых функций и сценариев круглогодичного использования территории не добавляется.
В середине февраля на градсовете обсудили реконструкцию Комсомольского проспекта – преобразование Комсомольской и Октябрьской площадей, транспортные развязки и фасадные решения. Насколько реализуемы эти проекты?
– К сожалению, объективно реализация строительных проектов такова, что за четыре года, которые остались до 300-летия Перми, можно закончить лишь некоторые. Уже сейчас можно констатировать, что все задуманное завершено не будет.
Проект «Пермь-300», который был презентован в мае прошлого года на строительном форуме, предусматривал массовую реновацию и застройку жилыми кварталами огромных городских территорий – машиностроительного завода им. Дзержинского, Товарного двора у Перми II, площадки «Мотовилихинских заводов» и освобождаемой от железной дороги территории вдоль Камы. Это баснословно гигантские объемы реновации, не сопоставимые ни с одним проектом. Для Пермского края это не просто невыполнимо за 5 лет, но главное – и не нужно. Еще тогда я сказал, что этот проект стоило назвать «Пермь-400». Только через 100 лет можно было бы сделать все задуманное. Да и то при условии, что все поколения пермяков будут настойчиво осуществлять намеченное.
Я не понимаю, зачем общественность вводили заблуждение и обещали то, что заведомо не появится на свет. Ну или хотя бы не нужно было обещать все это именно к 300-летию города. Могли бы сразу сказать, что некоторые проекты задержатся.
На самом деле главная претензия к проекту «Пермь-300» такова: во время его разработки не был проведен архитектурный конкурс. За то же время и те же деньги можно было получить вместо одного проекта 20-30. Тогда бы власти увидели разнообразие концепций, подходов, решений и получили гораздо больший спектр предложений, из которых можно было выбрать лучшее для реализации.
Насколько я помню, проект реконструкции Комсомольского проспекта был презентован в прошлом году. Он не был вынесен на профессиональное и общественное обсуждение. Если бы конкурс организовали тогда, то уже сейчас мы получили бы десятки различных проектов со всей России. Полгода – вполне реальное время для реализации конкурса. С финансированием властей в нем участвовали бы по десять архитектурных фирм от каждого города. Потенциал есть, но его не реализовали.
Несмотря на то, что проект преобразования всего центра не будет выполнен, однако по многим другим проектам хотя бы началась активная работа. Что-нибудь да «выстрелит», хотя уже сейчас понятно, что лишь очень немного проектов будет закончено. Очевидно, сейчас необходимо еще раз выбрать приоритетные, например, благоустройство эспланады, историко-культурный комплекс «Первогород», вот, к сожалению, и все. Думаю, эти проекты еще можно успеть воплотить.
Члены градсовета также высказали мнение, что в центральной части Комсомольской площади необходим вертикальный архитектурный акцент – памятник или скульптура. Есть ли необходимость в подобном монументе?
– Если говорить о памятниках в их традиционном понимании, то Перми их катастрофически не хватает. Вообще своем архитектурном развитии город потерял 10-15 лет. За это время другие города, такие как соседние и похожие на нас Казань и Екатеринбург, развивались. Причем без привлечения зарубежных архитекторов, как это делается иногда у нас.
Относительно Комсомольской площади: я слышал, что на этом месте все-таки может появиться сквер. С такой концепцией я могу согласиться. Здесь мог бы разместиться уютный камерный сквер, но насколько он окажется востребован посреди достаточно интенсивной круговой транспортной развязки, неизвестно. Думаю, он не пользовался бы популярностью во многом из-за проблемы переходов и недоступности. Для того чтобы этот сквер стал комфортным, необходимо иметь минимум три перехода плюс связь с основной аллеей Комсомольского проспекта, но без подземных переходов осуществить это практически невозможно. Конечно, если бы они были интегрированы с подземной общественной инфраструктурой, автостоянкой, площадь могла бы стать двухуровневым комфортным городским пространством. Людские потоки и транспорт существовали бы на разных уровнях, не будучи помехой и не создавая напряженность друг для друга. В центре сквера мог появиться светопроницаемый купол атриума подземного этажа.
Сейчас власти также активно сокращают число киосков и павильонов, вводят нормы по внешнему облику НТО. Каково ваше мнение как архитектора – стоит ли вписывать киоски в городскую среду?
– Это проблема действительно очень актуальна, особенно для малого бизнеса. Я не могу объективно говорить, потому что любой архитектурный объект, будь то маленький киоск Роспечати или огромный павильон, должен отвечать окружающему городскому ландшафту. Власти Перми в 2018 году организовали и провели конкурс, на котором были выбраны три лучших проекта по единому внешнему виду киосков. Проект-победитель, который я видел, с точки зрения внешнего вида мне понравился.
Другая актуальная тема – наружная реклама. Насколько рекламные конструкции портили архитектурный облик города и что изменится с введением новых правил?
– Скажу кратко: надо убрать всю рекламу из города! Я уже много лет в качестве архитектора сталкиваюсь с тем, как рекламу размещают на наших объектах, в самых градостроительно значимых узлах. Получается, что самые важные визуальные точки городской среды перекрыты рекламой. Визуальная экология и загрязнение зрительного образа города – это очень серьезная проблема. Иногда к визуальной рекламе в общественно значимых местах добавляется еще и акустическая, в результате эта смесь представляет собой оружие массового поражения. Нет ни одного положительного примера, чтобы реклама что-то улучшила в городской среде. Как архитектурному облику зданий, так и городской среде в целом реклама только вредит. Естественно, речь не об информационных или навигационных вывесках, имеющих функциональное назначение и компактные размеры.