Автор: Яна Купрацевич
Николай Петрович, в 2021 году жители Пермского края будут выбирать депутатов в Госдуму, Законодательное собрание и гордуму Перми. Что на сегодня можно сказать о грядущих кампаниях?
– Поскольку в 2021 году в Прикамье будут одновременно избираться депутаты в три представительных органа власти, федеральная повестка, на мой взгляд, станет определяющей и повлияет на местные кампании. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2016 году. Тогда выборы прошли успешно для краевых властей: «Единая Россия» набрала большинство мест и по списку, и по одномандатным округам на всех уровнях. Почему? Потому что федеральные события – прежде всего, сохранявшийся «крымский эффект» и запредельный рейтинг Президента, открыто поддержавшего «ЕР» – сыграли в пользу партии.
Я не уверен, что через два с половиной года тот позитивный настрой будет опять преобладать. Конечно, федеральная повестка вновь станет во главе, но сегодняшняя атмосфера, скорее, может привести к повторению не 2016 года, а 2011-го, когда протестные настроения и неверие в честность подсчета голосов на выборах вылились в многотысячные митинги – на Болотной площади в Москве и в регионах. Тогда популярность партии власти резко упала. Сейчас тоже фиксируется снижение рейтинга «Единой России». Кроме того, все соцопросы свидетельствуют о преобладании негативных настроений в обществе. И переломить этот тренд пока не удается.
Но это возможно?
– Нет ничего невозможного. Но, условно говоря, для этого нужен «второй Крым». То есть событие такого же масштаба. Социологи говорят о том, что это третье серьезное падение рейтинга федеральной власти за период с 2000 года. Первое было в начале 2005-го в период монетизации льгот, когда недовольные пенсионеры стали массово перекрывать улицы. Но в тот момент были предприняты верные меры по корректировке ситуации, а самое главное – в России начался экономический бум, связанный с резким ростом нефтяных цен. И все рейтинги быстро восстановились и даже обогнали предыдущие показатели за счет роста уровня жизни большинства населения.
В 2011-2012 годах после решения о том, что Дмитрий Медведев не идет на второй президентский срок, а Владимир Путин возвращается в Кремль, произошел «второй обвал», вылившийся в Болотную. Такая ситуация сохранялась до марта 2014-го, до «крымской весны». Зато после этого рейтинги Президента и «Единой России» поднялись на небывалую доселе высоту.
Кто не спал, а кто проснулся. Депутаты Госдумы от Прикамья активизировались к выборам 2021 годаПричиной нынешнего снижения рейтингов стала пенсионная реформа?
– Да, это главное. Она вызвала недовольство практически всех слоев населения. Масла в огонь подлили повышение НДС и рост цен. «Крымский заряд» проходит, и люди все больше задумываются о том, что происходит в экономике, каким будет для них завтрашний день. И, судя по данным соцопросов, они смотрят в свое будущее без оптимизма.
Пока сложно сказать, как можно переломить эти негативные тенденции. Один из вариантов – создание реального союзного государства с Беларусью, поскольку собирание земель наши сограждане воспринимают очень позитивно. Но это не Крым, будет достаточно сложно добиться лояльного отношения белорусской элиты к фактическому признанию главенства Москвы над Минском.
Еще один путь к повышению рейтингов – значительное обновление федерального правительства, появление в нем каких-то новых ярких, популярных фигур. Таких, например, как мэр Москвы Сергей Собянин. Но если нечто подобное и произойдет, то, скорее всего, только незадолго до выборов в 2021 году, чтобы эффект новизны сохранился на весь период проведения избирательной кампании и дал свои положительные результаты. Напомню, что в стиле нашего Президента кардинально менять состав правительства именно перед большими федеральными выборами – президентскими или думскими. Так было в 2004 году, когда Михаила Касьянова на посту премьера сменил Михаил Фрадков, и в 2007-м, когда на смену Фрадкову пришел Виктор Зубков.
Если тренд падения рейтингов не удастся переломить, каких результатов можно ожидать на выборах в Законодательное собрание края?
– Тогда процент «Единой России» по спискам явно будет меньше, чем на прошлых выборах, и, скорее, приблизится к показателю 2011 года – около 30%. Если говорить об одномандатных округах, то здесь победа, на мой взгляд, останется за единороссами. На руку сыграет и получившая в последнее время свое распространение тенденция, когда кандидаты от «ЕР» баллотируются как самовыдвиженцы. В случае падения рейтингов это будет выгодным ходом. В результате за счет одномандатников на всех уровнях «Единая Россия» может удержать большинство. Но по спискам немало мест получат кандидаты от других партий. Поэтому я считаю, что актуализировавшиеся в последнее время разговоры об отказе от выборов по партспискам как минимум в Пермскую городскую думу, а как максимум – во все представительные органы власти, имеют под собой основания. В случае дальнейшего падения рейтингов главным бенифециаром от возвращения исключительно к мажоритарной системе выборов будет именно «Единая Россия», у которой традиционно самые сильные одномандатники. К тому же они при необходимости успешно замаскируются под самовыдвиженцев.
Есть ли сегодня в обществе запрос на новые политические силы?
–Люди хотят справедливости, чувствуется усталость от чиновников, от казенного отношения к гражданам, от отсутствия элементарной эмпатии. Именно поэтому из действующих пермских политиков наиболее правильно поступают те, кто строит свою работу на непосредственном общении с людьми в территориях. К примеру, депутат Госдумы Игорь Шубин не так часто мелькает на телеэкранах и страницах газет, не строчит ежедневно по десять постов в соцсетях, зато в каждый свой приезд в Пермь обязательно объезжает территорию своего округа, общается с людьми, не боится отвечать даже на самые тяжелые вопросы. Именно умение вести себя с людьми по-человечески будет играть одну из определяющих ролей на выборах 2021 года.
Еще одна примета времени – запрос на новых людей. Поэтому на выборах в качестве кандидатов, в том числе от провластных политических сил, могут появиться выдвиженцы, никак не связанные с госслужбой и партноменклатурой: ученые, учителя, общественники. Если обновления не произойдет, то голосовать будут за случайных кандидатов, что хорошо показали итоги губернаторских выборов в нескольких регионах прошлой осенью. Для этого может быть задействован, к примеру, ресурс президентского ОНФ. Сегодня это такой «бронепоезд», стоящий на запасном пути. Антирейтинга у Народного фронта нет, поскольку он никак не «засветился» в контексте непопулярных решений последнего времени. И при необходимости этот «бронепоезд» можно легко перегнать на главные рельсы.
Усталость наблюдается в отношении «Единой России» или всех партий?
– Это общий тренд. Люди устали и от политиков в других партиях – КПРФ, ЛДПР. Если они в таком же состоянии и с теми же надоевшими престарелыми лидерами подойдут к следующим выборам, то вряд ли стоит ждать высоких результатов.
«Яблоко» не приняло в партию Надежду АгишевуПо мнению ряда экспертов, количество партий в России к 2021 году сократится. Это повлияет на изменение партийной системы?
– Пока нет понимания, что будет с партийной системой через три года. Ведь рейтинги падают не только у единороссов, но и у других системных партий. Те же победы кандидатов от других политических сил на губернаторских выборах в других регионах говорят не столько об их личном успехе, сколько о том, что люди голосовали за любого, кроме кандидата от «ЕР». Если к 2021 году появятся новые партии с яркими личностями, то вполне возможна значительная корректировка нынешнего партийного расклада.
То есть этот год будет стабильным в плане каких-то изменений политической системы?
– Я бы сказал, он будет переломным. Если по итогам грядущих сентябрьских выборов – прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге – будет понятно, что негативные для власти тенденции сохраняются, то стоит ждать каких-то серьезных шагов по пути изменения политического ландшафта в стране и принципов формирования органов представительной власти уже в конце нынешнего – начале будущего года.
Какова будет роль губернатора на выборах в 2021 году?
– Влияние главы региона на выборы будет серьезным, учитывая, что реальной оппозиции ему нет. Например, в 2016 году на выборах со своим пулом кандидатов против Виктора Басаргина выступал Дмитрий Скриванов. Сейчас такого лидера, способного бросить вызов главе региона и объединить вокруг себя разные политические силы, я не вижу. Есть отдельные оппозиционеры, активно выступающие с критикой губернатора, но для системного противостояния Максиму Решетникову у них нет тех финансовых, организационных и медийных ресурсов, которые использовал Скриванов.
Тут злую шутку как раз может сыграть перенос на местный уровень негативной федеральной повестки. Максим Решетников как член высшего совета «Единой России» будет работать на показатели партии. Но по не зависящим от него причинам протестные настроения, не связанные с региональной повесткой, могут повлиять на то, что в парламенте окажется немалое количество не «единороссов». Правда, если депутатские группы других партий в ЗС сохранятся в их сегодняшнем виде, то никакой угрозы для губернатора они представлять точно не будут. Реальных оппозиционеров Решетникову в их рядах нет. Тем более, там нет оппозиционеров президентскому курсу.
Полпред Уральского округа назвал логичным присоединение Пермского краяСитуация может поменяться, если Максим Геннадьевич, например, войдет в состав нового федерального правительства, которое может появиться как раз накануне выборов в Госдуму – в 2020-2021 годах. Невооруженным глазом видно, что наш губернатор на хорошем счету на федеральном уровне. Он возглавляет рабочую группу Госсовета по вопросам экономики, а на недавнем Сочинском форуме был одним из самых медийных спикеров. Так что его движение вверх мне кажется очень и очень вероятным. Но тогда это будет уже совсем другая история, которая породит совсем другие предвыборные расклады. Спрогнозировать развитие событий на такой длительный период времени сегодня вряд ли возможно.
До 2021 года в крае пройдут несколько муниципальных выборов. В этом году одной из самых интересных обещает стать кампания в Пермском районе. Удастся ли главе территории сохранить своих людей в представительном органе и удержаться у власти?
– Пока борьба идет в телеграм-каналах, и в основном ведется она против действующего руководителя территории Александра Кузнецова. Некоторые уже отправили Александра Павловича в отставку, которая, по их мнению, вот-вот состоится. Но, на мой взгляд, ситуация не так проста. Кузнецов – опытный политик, сегодня он является неким гарантом стабильности в районе. Если, например, до проведения выборов будет понимание, что Александр Павлович уходит, то район просто разорвут между собой самые разные силы, почуявшие отсутствие единоначалия и «сильной руки», управлявшей территорией почти два десятка лет. На мой взгляд, было бы разумно, чтобы Кузнецов оставался на своем посту до завершения избирательной кампании. Станет ли он претендовать по итогам выборов еще на один пятилетний мандат руководства территорией? Думаю, при поиске ответа на этот вопрос те, кто принимает решения, будут учитывать значимость Пермского района и необходимость сохранения на этой территории политической и экономической стабильности.