Автор: Кристина Суворова
Письмо ученого Анатолия Волынцева Владимиру Путину, в котором он указал на связь между закрытием движения на участке Горнозаводского направления и возведением Северного обхода, вызвало резонанс в СМИ. Также оно не осталось без внимания краевых властей – с официальными комментариями выступило министерство транспорта Пермского края. Ученый считает, что чиновники исказили содержание и смысл его обращения. Business Class проанализировал его ответ минтрансу.
Спорный довод касается связи между строительством обхода и закрытием железнодорожного движения на участке от Перми II до Мотовилихи.
В своем письме Анатолий Волынцев высказал следующее утверждение. Дело в том, что при снятии рельсов на этой короткой, но крайне важной дистанции железнодорожники теряют возможность как гарантированного вывоза продукции Березниковско-Соликамского промышленного района, так и доставки в этот район жизненно необходимых для населения и предприятий грузов в обход плотины Камской ГЭС при проведении профилактических и ремонтных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях Камской ГЭС.
В минтрансе на это ответили: г-н Волынцев указывает на возможность гарантированного вывоза продукции Березниковско-Соликамского промышленного района через участок железной дороги Горнозаводского направления, проходящий через центральную часть Перми, а также на проблемы с доставкой жизненно необходимых для населения и предприятий грузов, что в корне не соответствует действительности. Транзит потока грузов, составляющий ежегодно более 20 млн тонн, в том числе химически опасных веществ, через центр города является недопустимым с точки зрения безопасности населения и сохранения экологии городской среды. Поставка товаров для населения в центр города (в район городской набережной) железнодорожным транспортом не осуществляется.
Ученый отмечает, что ответ чиновников основан на «передергивании фактов». «В обращении говорится не о постоянной доставке грузов по отрезку пути вдоль набережной, а о его использовании в случае чрезвычайных ситуаций. Пока Горнозаводская ветка существует в своем исправном состоянии, это резервное сообщение возможно. Чиновники данное обстоятельство игнорируют», – комментирует Анатолий Волынцев.
Он напоминает, что Северный обход планируется построить не ранее 2024-2025 годов. И если закрыть участок Горнозаводской ветки (первый этап запланирован на октябрь 2019 года – «bc»), то на все время возведения обхода исчезает возможность резервного железнодорожного сообщения с Березниковско-Соликамским промышленным комплексом в случае аварийных и ремонтно-восстановительных работ на Камском гидроузле. «Власти эту опасность замалчивают, так как ее учет не позволяет закрыть резервный участок до ввода Северного обхода. Тогда рушится вся планируемая ими концепция подготовки к юбилею города», – замечает г-н Волынцев.
Он убежден, что идеология строительства Северного железнодорожного обхода основана на желании краевых властей освоить прибрежный участок земли между станциями Пермь II и Мотовилиха. «Это земли ОАО «РЖД», и пока существует железная дорога, строить там нельзя, поэтому властям непременно нужно закрыть сообщение. Ну а раз стратегически важный резервный участок закрывается, необходимо строить Северный обход. Для потенциальных подрядчиков это тоже неплохо. Но жителей Пермского края по этому поводу никто не спросил», – рассуждает ученый.
Он также прокомментировал довод минтранса о недопустимости транзита через центр города химически опасных грузов. «И сейчас, и в случае строительства Северного обхода основной транзит грузов из Березниковско-Соликамского промышленного узла осуществляется и будет осуществляться через город. Это связано с тем, что планируемый объект на самом деле не является обходом как таковым. Он делает небольшую петлю по правому берегу Камы и заканчивается на станции Блочной, а дальше путь не меняется по сравнению с существующим», – поясняет Анатолий Волынцев. «Непонятно желание властей сохранить экологию и обеспечить безопасность в центре города, но не на всей территории городской черты, не говоря уже о населенных пунктах, вблизи которых планируется прохождение трассы», – добавляет он.
Кроме того, г-н Волынцев опроверг заявления ряда СМИ о том, что у профессора есть дача в Тупице – одном из поселений, по территории которого может пройти Северный обход. Якобы в этом и состоит основной мотив его выступлений. «У меня действительно есть дача. Только находится эта дача в совершенно другом месте», – заявил ученый. Он вновь призвал организовать серьезную дискуссию о технических, экономических, экологических и социальных проблемах, связанных с проектами краевых властей. Создать реально действующую федеральную комиссию или комитет для решения всего комплекса вопросов, связанных как с Березниковско-Соликамским промышленным кластером, так и с другими острыми транспортными вопросами Пермского края.
На минувшей неделе председатель Правительства России Дмитрий Медведев утвердил выделение 42 млрд рублей на развитие Пермского железнодорожного узла. Речь идет о строительстве Северного обхода, включающего в себя сооружение железнодорожного мостового перехода.