Автор: Кристина Суворова
Как стало известно Business Class, в краевом министерстве транспорта провели несколько встреч с операторами существующих автоматизированных систем оплаты проезда (АСОП) и учета пассажиропотока в городе и крае. В рамках переговоров тет-а-тет, у операторов работающих сейчас систем узнавали, будут ли те, взаимодействовать с «Золотой короной». Напомним, с этой компанией из Новосибирска министерство информационного развития и связи Пермского края заключило госконтракт по итогам конкурса на разработку единой системы оплаты и учета пассажиропотока по начальной максимальной цене – 23 млн рублей. Итоги конкурса оспариваются в суде.
Как выяснил «bc», действующие участники рынка заявили, что техническая возможность взаимодействия есть. «Мы готовы к совместной работе и обозначили это в ходе встречи. После совещания получили в графическом виде предполагаемую схему взаимодействия, которая вызвала множество вопросов. В ответ направили свои замечания, а также предложили властям создать специальную рабочую группу для дальнейшего обсуждения вопросов», – рассказал Кирилл Попов, исполнительный директор ООО «ИТ-ЦентрСервис» (оператор системы «Удобный маршрут»).
Алексей Нестеров, совладелец ООО «ЕТК» (система «Ехать быстро»), в разговоре с «bc» также подтвердил заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве. Но есть один нюанс. «Мы проанализировали ту схему взаимодействия, которую нам предоставили, и пришли к выводу, что она предполагает не интеграцию существующих систем с «Золотой короной», а замещение работающих сейчас программ. Убеждены, что вопрос требует дальнейшего обсуждения в рамках рабочей группы. Но, к сожалению, мы так и не получили ответной реакции на это предложение», – отметил он.
Пусть другие выручают. Для «Пермгорэлектротранса» пытаются арендовать автобусыСобеседник пояснил, что по условиям первой редакции технического задания на создание единой краевой АСОП система должна быть открытой, а также перейти в собственность края, чтобы ее могла обслуживать любая сторонняя организация. «Система «Золотой короны» – закрытая. Фактически край приобретает готовое решение, а не разработку системы. Нам предлагают схему присоединения с использованием открытой библиотеки, но это подмена понятий», – добавляет г-н Нестеров. Business Class направил в компанию «Золотая корона» запрос о том, будет ли система для Пермского края открытой и передадут ли региону исключительные права на ее использование. Ответ на момент публикации не получен.
«Декларируемая властями разработка уникального программного решения по факту являет собой замещение существующих автоматизированных систем (которые так же были приобретены по заказу властей и за бюджетные средства). Путем нехитрых манипуляций и подмены понятий, чиновники пытаются повторно приобрести за бюджетные средства готовое решение. А нам под видом руки дружбы протягивают топор войны» – говорит Кирилл Попов, исполнительный директор ООО «ИТ-ЦентрСервис». Собеседники затрудняются ответить, с чем можно объяснить действия чиновников. «Ответ может находиться в иных плоскостях, где оценку вправе дать только надзорные органы», – предполагают они.
Ранее Business Class приводил доводы участников рынка о том, что внедрение краевой системы не решает принципиально новых задач. Они уверяют, что действующие программные решения не только бесперебойно функционируют, полностью удовлетворяя потребности Перми и края, но и готовы к расширению функциональных возможностей. «Надстройку» в виде новой системы Алексей Нестеров называет «изобретением велосипеда» и повторной тратой средств краевого бюджета, как и в случае с выпуском новых транспортных карт. Business Class направил запросы в МКУ «Гортранс» и ПКГУП «Автовокзал», которые эксплуатируют действующие системы с вопросами о том, есть ли нарекания к их работе и функционалу.
«Серьезных замечаний к эксплуатируемой в настоящий момент нашим предприятием системе «Ехать Быстро» (разработчик «БЕНТОК-СМОЛЕНСК) нет. Детальный сравнительный анализ функционала используемой сейчас системы с той, которую закупает министерство информационного развития и связи, нашими специалистами не проводился», – рассказали в ПКГУП «Автовокзал».
«В настоящее время МКУ «Гортранс» является оператором информационной системы учета пассажиропотока, основанной на программном обеспечении «Удобный маршрут». Данная система осуществляет учет поездок льготных категорий пассажиров и в полной мере выполняет свой функционал», – прокомментировали в департаменте дорог и транспорта администрации Перми.
Компании «ЕТК», «ИТ-ЦентрСервис» и «НАВИ» обратились с исками в суд к министерству информационного развития и связи Пермского края. Они требуют признать недействительными результаты конкурса по созданию системы, а также заключение договора с «Золотой короной».
Министерство информационного развития и связи Пермского края:
Основные плюсы внедрения единой системы оплаты проезда для жителей Пермского края: возможность безналичной оплаты проезда на территории всего края единым образом (по мере перехода на новую маршрутную сеть), мобильное приложение с актуальным остатком на карте и возможностью пополнения проездного документа онлайн через личный кабинет.
Учитывая сроки и сложность разработки, система не может быть написана «с нуля» на 100%. Все участники конкурсных процедур обладали необходимыми навыками и опытом. Система будет принадлежать краю, однако может включать некоторые готовые модули подрядчика или третьих лиц.
Система предоставляет возможность интеграции с существующими системами учета проезда, при этом все данные будут консолидироваться в едином процессинговом центре.
Департамент дорог и транспорта администрации Перми:
Город Пермь не является правообладателем всей системы «Удобный маршрут», а эксплуатирует только часть, необходимую для работы с льготными проездными документами. В связи с этим, для внедрения безналичной оплаты проезда и проездных документом для нельготных категорий пассажиров МКУ «Гортранс» должно было бы провести закупку, аналогичную той, которую объявило министерство информационного развития и связи Пермского края. В целях исключения двойного расходования бюджетных средств было принято решение об использовании городом единой краевой системы.