Автор: Кристина Суворова
В Перми продолжают обсуждать реформу транспорта. На повестке дня система бесплатных пересадок и тарифное меню. В первом вопросе появилась определенность: для жителей отдаленных районов время на пересадку увеличат с 40 до 60 минут (см. справку). Тема тарифа остается в области расчетов, лишенных конкретики. Как выяснил Business Class, по предварительным данным, затраты на одну поездку в рамках новой транспортной модели складываются в размере 26-26,5 рублей. Эта величина получится, если стоимость обслуживания всех маршрутов (с учетом их изменения и сокращения) разделить на прогнозируемый пассажиропоток. Отметим, что указанная сумма не является экономически обоснованным тарифом на проезд и стоимостью проезда для пассажиров.
В администрации говорят об отсутствии определенности в вопросах, связанных с ценой поездок на общественном транспорте. «В рамках функционирования рабочей группы по подготовке тарифного меню производятся разные расчеты, в том числе стоимости транспортной работы в разрезе видов транспорта, себестоимости одной поездки и другие. Вместе с тем говорить о какой-то конкретной величине преждевременно, расчеты не завершены», – рассказали Business Class в пресс-службе мэрии. По информации «bc», администрация также не направляла в городскую думу расчетов экономически обоснованного тарифа, на основании которых рассматривается вопрос об установлении стоимости проезда в транспорте.
Власти придерживаются позиции, что вопрос о повышении тарифа будет поднят только тогда, когда жители ощутят перемены к лучшему в результате изменений, которые запланированы в отрасли: обновление подвижного состава, введение бесплатных пересадок и новых способов оплаты.
Стоимость проезда в Перми последний раз поменялась 1 января 2016 года, и за прошедшее время перевозчики не раз обращали внимание на необходимость пересмотра тарифа, так как расходы на перевозку растут. С переходом в 2020 году на новые контракты, которые предполагают перечисление билетной выручки в бюджет, для частников первоочередной становится стоимость самих договоров, а не цена, которую станут платить за проезд пассажиры. Но дело в том, что отрасль испытывает финансовые трудности уже сейчас.
Перевозчики били тревогу еще весной 2018 года. На первой же встрече с недавно назначенным на тот момент начальником департамента дорог и транспорта Романом Залесинским прозвучала просьба о пересмотре тарифа. Вскоре после этого три предпринимателя один за другим отказывались от маршрутов, которые приносили убытки.
Сейчас ситуация повторяется. Как стало известно Business Class, перевозчик по маршруту №80 «ДДК им. Кирова – театр Ироничная компания» перестанет обслуживать это направление. Представитель компании Валерий Ротманов подтвердил информацию. «Мы уведомили департамент дорог и транспорта о прекращении работы с 13 мая. Причина в том, что маршрут убыточен. По данным администрации, средняя себестоимость перевозок в Перми составляет 70 рублей на один километр. При этом, работая на маршруте №80, мы получаем за километр только 46 рублей», – пояснил он. По словам перевозчика, пока это единственный маршрут, от которого пришлось отказаться.
По мнению председателя НП «Автолидер» Александра Богданова, ближе к лету, когда пассажиропоток традиционно снижается, могут появиться новые отказы от маршрутов. «Это не потому что перевозчики работать не хотят. Просто рентабельности нет. Какой смысл загонять себя в долги? Ездить летом «в минус», надеясь потом наверстать упущенное, тоже не каждый готов», – рассуждает он.
На сайте администрации опубликован проект организации пересадок на общественном транспорте. В нем указано, что пассажирам маршрутов, следующих из Орджоникидзевского, Кировского районов, поселка Новые Ляды и обратно, для бесплатной пересадки будет предоставлено 60 минут с момента оплаты первой поездки. Речь идет не обо всех автобусах, а только о двух: №34 «Микрорайон Новые Ляды – улица 1905 года» и №60 «Детский Дом культуры имени Кирова – Комсомольская площадь».
Во всех остальных случаях для бесплатной пересадки предлагается дать 40 минут. Ранее на заседании гордумы в первом чтении принят проект о введении бесплатных пересадок на автобусных маршрутах №2, 3, 7, 9, 11, 23, 34, 36, 46, 60, 62, а также на электротранспорте в рамках пилотного проекта новой транспортной модели. Тогда о возможности бесплатной пересадки в течение часа в документе не говорилось. Он был доработан позднее и сейчас проходит общественную и антикоррупционную экспертизы. Процедура завершится к 15 апреля.
На данном этапе речь идет только о маршрутах пилотного проекта. В 2020 году планируется по всем городским маршрутам заключить контракты по новым правилам (с перечислением выручки в бюджет). «Соответственно, и возможность пересадки появится и на остальных маршрутах: на одних в течение 40 минут, на других – в течение часа», – пояснил депутат Пермской городской думы Александр Филиппов.
Ключевым моментом реформы транспорта в разрезе левобережной части Орджоникидзевского района он считает то, что связь с центром не ухудшается, так как с администрацией достигнута договоренность, что маршруты №32 и №77 будут ходить до ЦКР. Вместе с тем появляется дополнительный «бонус» в виде бесплатной пересадки. «Это актуально для поездок на внутрирайонных маршрутах, либо если успеваешь за час – можно пересесть на площади Восстания или, например, у цирка на другие направления», – рассказал г-н Филиппов.
Депутат Владимир Манин рассказал, что на заседании профильной рабочей группы поднял вопрос о маршруте №36, который тоже входит в число пилотных. «Есть опасения, что жители Вышки-1 не успеют сделать пересадку за 40 минут, потому что автобус следует не напрямую в центр, а сначала на Вышку-2 – и только потом в направлении городе», – пояснил он. Депутат добавил, что, по данным администрации, за 30-35 минут пассажиры успеют добраться до цирка и пересесть на другой транспорт. Стороны сошлись на том, что в случае появления жалоб от жителей после запуска пилотного проекта время для пересадки может быть пересмотрено.
Рассмотреть проект об организации пересадок во втором чтении планируется на апрельском заседании думы.