Автор: Никита Диденко
Анатолий Юрьевич, вы недавно заняли должность бизнес-омбудсмена в Пермском крае, какие цели и задачи поставили для себя на новом посту?
— Первая и основная задача - информирование бизнеса о взаимодействии с контрольно-надзорными органами: о нововведениях, требованиях контрольно-надзорных органов и порядке проведения проверок. Приведу пример, мало кто из предпринимателей знает, что в микро организациях проверка должна составлять не более 15 часов. Также некоторые бизнесмены не осведомлены, что нельзя проходить проверку по одному и тому же предписанию дважды и т.д. К сожалению, бизнес многих таких вещей просто не знает. В связи с этим я провел уже несколько выездов по территориям Пермского края – в Березники, Соликамск, Чайковский, Нытву, Краснокамск, Кудымкар. В общей сложности за полтора месяца удалось провести встречи с более чем 400 предпринимателями.
Совместно со мной на этих выездах присутствовал местный прокурор, местный начальник налоговой инспекции и представитель Роспотребнадзора. К слову, с руководителем и специалистами краевого Роспотребнадзора я уже провел рабочую встречу, мы договорились, что будем совместно проводить разъяснительные мероприятия с субъектами предпринимательской деятельности, направленные на профилактику нарушений. Планируем большую работу по исключению устаревших, дублирующих и избыточных требований для снижения нагрузки на бизнес. Кроме того, обсуждались вопросы касательно штрафов в отношении бизнеса. Теперь если Роспотребнадзор зафиксировал нарушение, которое не грозит жизни и здоровью граждан, сначала будет выдаваться предупреждение. Но если предприниматель проигнорировал предупреждение, тогда уже накладывается административный штраф. Уже сейчас есть данные, что за последнее время Роспотребнадзор сократил количество выданных штрафов бизнесу на 20%. Подобная ситуация обстоит и с налоговыми органами. Предпринимателям также дается время на устранение нарушений. То есть произошла смена парадигмы контрольно-надзорных органов с точки зрения отношения к предпринимателям.
Вторая задача, которую я перед собой ставлю - консолидация общественных организаций с целью повышения эффективности их работы. У нас есть Торгово-промышленная палата, Деловая Россия, Опора России, Гильдия добросовестных предприятий, и я ставлю перед собой цель объединить их не с точки зрения фактического, а объединения информационного. Это необходимо для организации совместных проектов, а также обмена данными. Не сказал бы, что сейчас бизнес-сообщество разрознено, но все-таки большинство сфер предпринимательства существуют, не взаимодействуя друг с другом.
Приведу пример, одно из региональных контрольно-надзорных ведомств недавно проводило публичные мероприятия по обсуждению правоприменительной практики, на которые не пришел ни один предприниматель. Связано это с нулевой информированностью. Для этого, к примеру, я провел переговоры со Сбербанком в рамках которых достигнута договоренность об информировании клиентов банка на их информационных площадках об актуальных мероприятиях, проводимых аппаратом Уполномоченного, планируемых выездных встречах с предпринимателями в муниципальных районах, а также об иных публичных мероприятиях для бизнеса. Такой подход будет удобен как клиентам банка, так и госструктурам.
Ну и третья моя задача – стать переговорщиком между бизнесом и властью, добиться консенсуса интересов. Достигаться эта цель будет за счет диалога. Зачастую чиновники говорят на одном языке, а предприниматели совершенно на другом. Важно чтобы они просто друг друга услышали.
Уже есть какие-то конкретные планы до конца 2019 года?
— Сейчас есть график в отношении моих поездок по Пермскому краю. До конца года планирую охватить все муниципальные районы региона. Также недавно появилась мысль о том, чтобы проводить отдельные мероприятия связанные не только с контрольно-надзорными органами, но и с ресурсоснабжающими организациями. Это даст возможность предпринимателям напрямую обратиться к этим компаниям и решить свои вопросы. Помимо этого, есть идеи по организации выездов представителей контрольно-надзорных органов по районам Перми. В остальном скажу, что в планах текущая работа и организация всевозможных мероприятий. Есть, конечно, задумки проектов с общественными организациями, но про это пока рано говорить.
Какие на данный момент сферы предпринимательской деятельности, на ваш взгляд, наиболее проблемные в регионе и требуют особого внимания?
— Я бы не стал акцентировать внимание, на каких-то проблемных сферах деятельности. Считаю, что в везде есть свои нюансы и сложности. Можно их по-разному трактовать. Нет такого бизнеса, который бы не сталкивался с трудностями.
Все говорят, о каких-то проблемах, но никто не акцентирует внимания, что в Перми появляется все больше малого бизнеса. Никто не замечает, что в городе становится все больше пекарен, кофеин, точек по продаже кофе на вынос. Я уже не говорю про интернет ресурсы, сколько там всего нового появилось.
Не так давно пермские общественники и предприниматели провели круглый стол по резонансной теме запрета размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на придомовых территориях. В СМИ появилась информация, что вы готовы сотрудничать с пермскими бизнесменами по этой теме. Как именно будет выражаться поддержка с вашей стороны?
— Уже создана рабочая группа. В нее вошли Деловая Россия, Опора России, ТПП, депутаты городской думы, депутаты Законодательного собрания, представители городской администрации и министерства промышленности Пермского края. Мы провели первое заседание, на котором обозначили порядка десяти наиболее острых вопросов. Была достигнута договоренность встречаться, каждую среду и разбирать один из таких вопросов и направлять предложения для рассмотрения соответствующим структурам.
Планируется ли в схеме размещения НТО в Перми увеличение количества мест? Сегодня в центре города киосков почти не осталось, и жителей вынуждают совершать покупки в супермаркетах торговых сетей. А это, во-первых, неудобно, а во-вторых, товары в торговых сетях банально дороже. Должна ли власть, заботясь о внешнем облике улиц, думать и о финансовом положении жителей и экономическом положении малого бизнеса?
— Здесь важно соблюсти баланс интересов. С одной стороны, архитектурный облик города, касается абсолютно всех жителей Перми. Думаю, всем не безразлично как выглядит их город. В то же время на другой чаще весов стоят интересы нескольких домов, рядом с которыми убрали киоски. Если смотреть объективно, то вопрос интересов несопоставим. Но между тем, понимая остроту проблемы, мы все равно создаем рабочую группу, ищем компромиссы и рассматриваем разные варианты для того, чтобы удовлетворить запросы всех сторон. В качестве примера могу сказать, что со стороны рабочей группы по вопросам НТО было предложение, чтобы городские власти разработали карту обеспеченности торговыми площадями по районам. Эта карта поможет сориентироваться предпринимателю еще на начальных этапах. Взглянув на карту, он сможет определиться какой конкретно киоск стоит открывать, и в каком месте.
Что касается количества мест в схеме размещения НТО, оно точно будет увеличиваться. Больше по этому вопросу пока что ничего сказать не могу.
Пермские рекламные агентства, работающие на рынке наружной рекламы, объявляют о сокращениях персонала. Является ли это проблемой для города, собираетесь ли вы реагировать на эту ситуацию?
— Когда говорят о том, что пермские рекламные агентства не выигрывают на торгах по размещению рекламных конструкций, а выигрывают иногородние, я всегда говорю, что монтажники, которые развешивают плакаты из Ижевска и Казани в Пермь не поедут. Работать все равно будут пермяки. Сократиться может управленческий персонал, но рядовые специалисты без работы не останутся.
На минувшей неделе Пермь посетил Дмитрий Медведев и встретился с представителями малого бизнеса. Что для предпринимательского сообщества значит визит Премьер-министра?
— Для бизнес-сообщества это, безусловно, знаковое мероприятие, в рамках которого обсуждались актуальные вопросы развития предпринимательства и экономики Пермского края. Предприниматели активно включились в обсуждение проблемных вопросов и разговор с премьером РФ Дмитрием Медведевым был действительно открытым и содержательным. Позитивно, что сегодня предприниматели не только указывают на проблемы, но и предлагают пути их решения.
Основной темой мероприятия я бы наверно выделил как раз реформу контрольно-надзорной деятельности – введение регулятивной гильотины. Считаю, что она очень актуальна, потому что действительно период постсоветский уже достаточно затянулся, осталось множество нормативных актов, которые были разработаны еще в советские времена. Например, я в своей работе сталкивался с документами 1937 года, которые до сих пор регламентируют деятельность лесной отрасли.
Также отметил бы заявление о том, что правительство будет разрабатывать дополнительные финансовые инструменты, уменьшающие процентные ставки по кредитам. А именно, расширение программы льготного кредитования за счет включения в программу региональных банков. Это одна из форм поддержки государства для развития малого бизнеса. У нас их и так достаточно большая линейка, но не все предприниматели по тем или иным причинам могут ими воспользоваться. Поэтому еще один инструмент – это дополнительная возможность для бизнеса реализовывать свои проекты. Думаю, что эта форма также найдет свое применение.