Юбилей – это отличный повод оглянуться назад, вспомнить, как все начиналось. Именно этому была посвящена очередная «Открытая лекция» в рамках проекта «Парламентское телевидение».
«Открытые лекции» – это интерактивный формат встреч с ведущими учеными, историками, политологами, преподавателями пермских вузов в парламентской студии Законодательного Собрания. Выступить с открытой лекцией о становлении законодательной власти в Прикамье пригласили кандидата политических наук, преподавателя Пермского классического университета Ксению Пунину, которая исследует тему политической истории Прикамья с парламентских истоков.
События, изменившие власть.
Ксения Пунина:
– До Законодательного Собрания представительным органом являлся областной Совет народных депутатов. В него входили 300 человек, немногим меньше по сравнению с современным составом Государственной Думы РФ. Фактически решения принимались более узким кругом – Президиумом Совета. Разграничение полномочий между Советом и Президиумом не прописывалось ни в одном нормативном акте, что порой порождало путаницу и конфликты».
Но драматические события 1991 года круто изменили ход общественно-политической истории России. Между ветвями власти началось соперничество за главенствующую роль в обществе: исполнительная власть заметно укрепилась, но советы сохраняли рычаги влияния.
Ксения Пунина:
– Вместо исполнительных комитетов Советов были созданы администрации областей. Глава администрации назначался Президентом России по согласованию с облсоветом и руководил областью на принципах единоначалия. Глава администрации становился элементом единой вертикали исполнительной власти. С этого времени он мог концентрировать в своих руках власть – управление экономическими и социальными процессами в области. Совет же сохранил законотворческую и представительную функции.
Конец советской власти.
Октябрь 1993-го вылился в открытый конфликт Президента страны Бориса Ельцина и Госдумы РФ. Фактически произошел разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, известное как «расстрел Белого дома». События сопровождались вооруженными столкновениями на улицах Москвы. Советская модель власти, существовавшая с 1917 года, прекратила свое существование.
Ксения Пунина:
– Пермский областной совет, в отличие от других регионов, занял выжидательную позицию, поэтому не был включен в «черный список» президента. Это оказалось дальновидным политическим решением и обусловило после проведения выборов в марте 1994 года последовательную передачу власти областным советом новому представительному органу – Законодательному Собранию. В результате произошло освобождение исполнительной власти от представительных органов и выстраивание новых взаимоотношений между ними. Полномочия совета были урезаны: он перестал влиять на назначение и освобождение от должности главы администрации региона.
Право законотворчества – регионам.
В соответствии с новой Конституцией России возникла задача формирования законодательного органа власти на региональном уровне. И 20 марта 1994 года прошли первые выборы в Законодательное собрание Пермской области. Пермский региональный парламент почти сразу после создания стали называть «палатой согласования интересов».
Ксения Пунина:
– Первый созыв стал, пожалуй, самым пестрым по социальному и партийному составу. Стоит упомянуть, что в 90-е годы в регионе было зарегистрировано более 100 политических партий. В Законодательном Собрании наравне с «красными директорами» работали и «передовики капиталистического труда.
Как отмечал первый председатель областного парламента Евгений Сапиро, «Законодательное Собрание, с одной стороны, явилось преемником бывшего областного Совета народных депутатов, а с другой стороны – стало принципиально новой формой представительной власти».
Николай Девяткин, работавший тогда заместителем председателя Законодательного Собрания, вспоминал: «Зашел в свой рабочий кабинет, выглядываю в окно, а там туман. Такое душевное состояние. Там бастуют, там на рельсах лежат, где-то сахара нет, где-то там табака. Что делать-то? Как писать законы? Мне поручили писать Устав Пермской области, начала работать группа по его подготовке, вот тогда туман с точки зрения законотворчества разошелся. Мы приняли Устав, и стало понятно, что дальше делать, вошли в ритм, втянулись. Мы пригласили юристов из Пермского государственного университета и Высшей школы милиции. После правовой экспертизы без особых трений принимали каждый месяц по 2-3 закона и к началу 1996 года обеспечили область нормативной базой, регламентирующей функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления».
Пермский феномен в политике.
По словам автора открытой лекции, «пермский политический феномен» заключается в том, что пермяки убеждены в наличии особых интересов региона, отличных от интересов Урала и Центра. Исследователи также выделяют в качестве характерной особенности политической культуры региона высокую электоральную активность населения, но при этом большой процент протестного голосования, особенно как реакции на применение «грязных технологий» во время выборов.
Ксения Пунина:
– Таким образом, характерная черта региона – отсутствие явного доминирования какой-либо политической силы в общественно-политической жизни. Краевой парламент – это орган власти, в котором представлены основные элитные группировки региона, а его состав в значительной степени является «зеркалом» расстановки сил внутри региональной политической элиты. Поэтому здесь в значительной степени происходит согласование интересов между различными политическими акторами.
Если в первом созыве (1994-1997 годы) не было ни одного депутатского объединения кроме комитетов, то во втором созыве Законодательного Собрания образовались сразу три – «Промышленники Прикамья», группа «Диалог», ориентированная на Юрия Трутнева, и группа «Дело жизни», сформированная вокруг Павла Анохина. Фракции политических партий появились уже в 2000 году.
Парламентский путь Прикамья.
Валерий Сухих, председатель Законодательного Собрания Пермского края:
– За 25-летнюю историю у регионального парламента накоплен бесценный политический опыт. Установлены парламентские традиции – открытости и диалога, коллегиального обсуждения и согласования позиций. Все это способствует консолидации различных политических взглядов и укреплению стабильности в обществе. Накопленный законотворческий опыт – основа для эффективного решения современных задач, стоящих перед регионом, возможность достойно отвечать на вызовы времени. Пройден путь длиною в четверть века. Сегодня Законодательное Собрание – это парламентский центр региона, конструктивная площадка для взаимодействия и обсуждения различных сфер жизни, гарант соблюдения интересов населения Пермского края.
С 1999 года началась работа по приведению в соответствие с Конституцией РФ всех законодательных актов в регионах. Вместе с этим законодательная власть получила возможность влиять на исполнительную, к примеру, путем контроля назначения заместителей губернатора и руководителя финансового управления администрации региона.
Ксения Пунина:
– С принятием Устава области у нас сложилась компромиссная модель взаимоотношений между представительным и законодательным органами власти. Неформальные связи имеют достаточно серьезное влияние, но при этом ни одна элитная группировка не обладает устойчивым большинством в пермском парламенте и полностью не контролирует исполнительную власть. Такое положение вещей приводило к тому, что пермская региональная элита стремилась к поиску компромиссов по наиболее принципиальным вопросам, а исполнительная власть стремилась проводить сбалансированную политику, поддерживать определенную стабильность в регионе.
Наша эра: преумножая лучшее.
Сегодня в Законодательном Собрании заседают 60 депутатов: половина из них избрана по одномандатным округам, остальные – по партийным спискам. Депутаты работают в пяти комитетах: бюджетном, инфраструктурном, экономическом, социальном и в комитете по госполитике и местному самоуправлению. За четверть века депутаты приняли более 3000 законов, многие из них стали новаторскими не только в рамках региона, но и всей страны.
В ходе публичной лекции в стенах ЗС (еще одна новаторская идея прикамских парламентариев) Ксения Пунина особенно выделила две черты краевого парламента: открытость и дискуссионность.
Ксения Пунина:
– Законодательное собрание Пермского края – один из самых открытых органов власти. Все постановления, документы, внесенные проекты и принятые законы можно найти в открытом доступе на сайте. На мой взгляд, это напрямую связано с высокой степенью дискуссионности в парламенте. Такая открытость источников позволяет поднять любой документ и проверить его.
Цифровизация практически всех отраслей в современном мире стала велением времени и для законодательной ветви власти. Каждое пленарное заседание ведется в прямой трансляции. Новые инструменты – не только дань сегодняшнему дню, но и еще один шаг к открытости парламента.