Автор: Ирина Семанина
В Прикамье на продажу массово выставлены АЗС, только на «Авито» насчитывается около 10 объявлений. Продают как бензиновые, так и дизельные и газовые точки. В соседних регионах предприниматели также реализуют топливный бизнес: в Свердловской области на продажу выставлено больше 5 заправок, в Башкирии – больше 15.
Причин такой распродажи много, но главная – высокая закупочная стоимость топлива, говорят игроки рынка. И даже несмотря на стабилизацию цен и продление их «заморозки» федеральным правительством до 1 июля текущего года, предприниматели предпочитают расставаться с бизнесом.
По этой причине, к примеру, продается контейнерная АЗС в Верхнечусовских городках. По словам ее владельца, прошлый год сильно ударил по прибыли, заправка ушла «в минус». «Оптовые цены были выше розницы. А с учетом доставки выходило очень дорого! Но бросить бизнес я не могу: оставишь, а какой-нибудь любопытный с сигаретой придет посмотреть, и полдеревни взлетит на воздух. В этом году работать стало легче, но цены снизили только в конце декабря 2018 года. Хотя даже при таком раскладе разница с оптом маленькая, 2 рубля. Работаем либо в минус, либо в небольшой плюс. А с накопившимися за предыдущие годы долгами приходится расплачиваться по сей день», – сетует собеседник.
С ним согласен владелец выставленной на продажу заправки в Свердловском районе Перми Сергей. Он отмечает, что даже несмотря на стабилизацию цен стоимость топлива на бирже все равно постепенно растет.
«Ситуация все хуже. И неизвестно, что будет в июле. Пока у нас полная неопределенность», – говорит собеседник. И добавляет, что в прошлом году, помимо выросших оптовых цен на топливо, по предпринимателям ударил и его дефицит. «Мы закупаем у «ЛУКОЙЛа» и «Газпромнефти». Мелким игрокам поставщики говорили прямо: для вас топлива нет», – утверждает собеседник.
На бизнес повлияло и сокращение доходов населения. Многие отмечают, что заправляться люди стали реже и не впрок. «Если раньше в сутки мы продавали 1000 литров топлива, то сегодня реализуем только 250. В четыре раза меньше, при этом расходы на обслуживание заправки только растут, особенно в части коммунальных платежей», – говорит один из игроков.
Еще одна причина массовой продажи частных заправок – конкуренция с крупными игроками. «Сегодня потребители заправляются у брендов типа «ЛУКОЙЛа» или «Газпромнефти». И едут туда, даже если цена выше. Только потому, что бренд. Конкурировать с ними, когда у тебя только одна заправка, – невозможно», – говорит Ольга, представитель продавца АЗС в Усолье.
Собеседники отмечают, что усугубляться ситуация в топливном секторе стала с 2014 года, когда вырос доллар и цены поползли стремительно вверх. До этого рынок чувствовал себя хорошо, в крае неплохо развивалась промышленность, многие АЗС открывались и работали под конкретные предприятия, а розница для них была дополнительным заработком. Владелец трех АЗС «Центройл» в Пермском крае Сергей Кивилев рассказывает, что раньше такие заправки приносили гарантированную прибыль, но после 2014 года многие компании стали работать на грани рентабельности или вовсе закрылись, потока клиентов не стало. «А те предприятия, которые работают, можно не считать, это капля в море. Осталась только розница, но и здесь реализация падает. Рынок постепенно умирает», – утверждает Сергей Кивилев.
Сегодня на грани рентабельности работают все частные заправки. И выходов из ситуации не видят. Некоторые хитрят – разбавляют топливо бензином с меньшим октановым числом или спиртовым бензином. «Таким образом снижается оптовая стоимость. Для инжекторных машин это не так страшно, а вот для сельхозтехники разбавленный бензин вреден. Так рискуют, конечно, не все. А кто работает честно, тот, как я, копит долги. Уже четыре года пытаюсь продать заправку, пока безуспешно», – заключает владелец АЗС в Верхнечусовских городках.
Собеседники говорят, что сегодня оставаться на плаву многим помогают лишь сопутствующие услуги, только на продаже топлива АЗС на рынке не выжить. По словам Сергея Кивилева, его заправка в Осе также не продается. Но пока работает благодаря действующему магазину.
«Без сопутствующих товаров не выжить однозначно. Нужно придумывать новые форматы работы, открывать магазин, кафе, шиномонтаж или автомойку, учитывая территорию и технические условия. К сожалению, позволить себе расширить бизнес могут не все. У каждой заправки есть допуски, и зависят они от расположения емкостного парка и правил противопожарной безопасности. К примеру, рядом с емкостным парком невозможно разместить мойку», – рассказывает предприниматель.
По словам владельца АЗС в Чусовом Рафита Мухутдинова, который тоже на протяжении нескольких месяцев пытается продать бизнес, ситуация на рынке становится только хуже. «Очереди покупателей нет. У крупных игроков уже исчерпан лимит на заправки в крае, а другие просто не покупают. Звонят, интересуются и пропадают, услышав цену. Но мы строили на перспективу, заложили туда все сети. Работали какое-то время, но закрылись из-за низкой рентабельности, когда из края ушла «Башнефть». Скорей всего, как и задумывали, будем вновь открываться сами. Сейчас думаем над дополнительным форматом: гостиница, кафе, магазин. Площадка большая, позволит реализовать какой-то из вариантов. Потому что только на продаже топлива денег не заработаешь, это мы уже проверили. Вся надежда на открытие обхода Чусового, дорогу обещают запустить к концу 2019 года. Надеемся, это повлияет на привлекательность заправки. Ну а в будущем, если вдруг в край зайдет новый топливный игрок, попробуем продать АЗС ему», – заключает Рафит Мухутдинов.
Аналитики прогнозируют, что ситуация с розничным бизнесом в топливном секторе будет только усугубляться. По словам аналитика по товарным рынкам «Открытие Брокер» Оксаны Лукичевой, с начала 2019 года этот сегмент рынка после проведенных преобразований в отрасли стал убыточным. «Неопределенность с регулированием рынка во втором полугодии способствует отказу собственников АЗС от бизнеса. В связи с сильной политической зависимостью данного сектора отрасли делать какие-либо прогнозы не представляется возможным. По заявлению Минэнерго РФ взят курс на постепенный отказ от сдерживания роста цен. В то же время непонятно, как и когда это будет происходить, в связи с чем независимые игроки стараются избавиться от убыточных активов», – считает эксперт. И добавляет, что хотя розничные цены на топливо сегодня и заморожены, его доступные объемы на оптовом рынке сократились. «Рынок проходит стадию монополизации, так как лишь за счет вертикальной интеграции можно более или менее терпеть убыточный сектор», – говорит Оксана Лукичева. Для частников это означает только одно: будущее топливного сектора – за крупными игроками.
Пан или пропан. В 2018 году газовое моторное топливо подорожало на 37,5%