Автор: Кристина Суворова
Студенты и пенсионеры, пользующиеся городскими проездными «Удобный маршрут», столкнулись с путаницей. Стали возникать ситуации, когда на одном маршруте пассажиру говорили, что поездки на проездном закончились, и он заблокирован, тогда как в другом автобусе таких ограничений не было. Business Class объясняет, из-за чего возникли проблемы и что делать, если не работает проездной.
Вкратце – дело во взаимоотношениях операторов разных систем учета пассажиропотока, перевозчиков и администрации. В них произошла перемена, и теперь в Перми нет маршрутов, где не списывают поездки с льготных проездных.
Электронный билет перестает срабатывать, когда в одной из систем истекает месячный лимит поездок (60, 90 или 120). Раньше многим льготникам хватало минимального количества, поскольку во многих автобусах поездки не списывались.
Поездки не списывались на маршрутах 30% перевозчиков, которые сотрудничают с системой учета пассажиропотока «Прокарт», работающей с 2014 года. Три года спустя власти внедрили муниципальную систему на основе программы «Удобный маршрут», поставщиком выступила компания «ИТ-ЦентрСервис», а оператором стало МКУ «Гортранс». Клиенты «Прокарта» к новой системе не подключились, поэтому в автобусах части перевозчиков владельцы проездного «Удобный маршрут» фактически ездили бесплатно. Программа считала количество совершенных поездок, но не имела доступа к данным об остатке на проездном. Кроме того, МКУ «Гортранс» не принимал у перевозчиков информацию о числе совершенных поездок, ссылаясь на невозможность проверить ее достоверность. В результате предприниматели не получали субсидии за перевозку льготников.
Перевозчики не сидели на месте и долго судились с властями. Одно из разбирательств закончилось подписанием соглашения об информационном обмене между компанией «Прокарт» и МКУ «Гортранс». Это позволило блокировать проездные, по которым превышен месячный лимит. Учитываются поездки в автобусах, где установлено программное обеспечение как «Удобного маршрута» («ИТ-ЦентрСервис»), так и «Прокарта». При этом между собой компании об обмене данными по-прежнему не договорились. Поэтому на маршрутах «Прокарта» поездки так и не списываются. Но данные об их количестве передаются «Гортрансу».
Как работает проездной билет в результате: например, льготник имеет проездной на 60 поездок. С начала месяца он 25 раз проехал в автобусах «Удобного маршрута», 35 – на маршрутах «Прокарта». Данные обеих систем суммируются, и проездной оказывается заблокирован вплоть до его пополнения. Нюанс заключается в том, что на билете все еще будет значиться остаток в 35 поездок, так как «Прокарт» и «ИТ-ЦентрСервис» не обмениваются данными между собой, а общую картину видит только оператор – «Гортранс». Этим же объясняются и случаи, когда на автобусах «Прокарта» заблокирован проездной, а на других маршрутах в то же самое время можно было без проблем совершить поездку.
Получается, что на число доступных поездок, указанное на билете, можно ориентироваться только в том случае, если вы пользуетесь исключительно теми автобусами, где установлена система «Удобного маршрута». В противном случае придется запоминать, сколько поездок вы совершили на маршрутах «Прокарта» и суммировать их с данными на билете. Проверить поездки на проездном можно, позвонив по телефону горячей линии (342) 250 25 50.
Если проездной заблокирован, значит, вы уже совершили то количество поездок, за которое заплатили при покупке. Дополнительные поездки нужно будет оплачивать. Можно каждый раз приобретать билет за 20 рублей либо пополнить проездной: на 30 поездок за 360 рублей или на 60 поездок за 720 рублей.
На всякий случай стоит иметь с собой наличные деньги (или банковскую карту с возможностью бесконтактной оплаты, если вы едете на электротранспорте или пилотных автобусных маршрутах №3, 7, 9, 11, 23, 34, 36, 46, 60 и 62).
Если вы ездили преимущественно на маршрутах, где поездки раньше не списывались, то возможно, пора задуматься о покупке проездного с большим лимитом. Но имейте в виду, что неиспользованные поездки не переносятся на следующий месяц.
Когда лимит поездок исчерпан, кондуктор вправе требовать оплату.
Может, но не ребенка.
Департамент дорог и транспорта администрации Перми:
Отсутствие денег, забытые проездной или справка, подтверждающая льготу, не должны являться поводом, чтобы оставлять в опасности жизнь несовершеннолетних пассажиров. В случае возникновения таких ситуаций пассажиров просят незамедлительно обращаться в департамент с указанием времени, места и маршрута автобуса.
Такая ситуация может возникнуть, если баланс пополнен недавно и оплата еще не прошла. Иногда это занимает несколько дней, и в это время лучше носить с собой чек, который является подтверждением оплаты поездок. Чек нужно предъявить кондуктору, тогда покупать билет не надо.
Согласно информации администрации Перми, планируется, что с лета этого года учет пассажиропотока на всех маршрутах города будет вестись на базе единой системы. Она позволит упростить использование льготного проездного документа. Так, будет возможно пополнять проездной через онлайн-сервисы или банкоматы.
В настоящее время способ только один – обратиться в пункты пополнения и продажи проездных – отделения «Почтобанка».
Список адресов можно посмотреть по ссылке. Сейчас в Перми оформить проездной могут только льготники. Право на его получение имеют учащиеся общеобразовательных учреждений города Перми; студенты-очники пермских вузов и профессиональных образовательных учреждений; лица, имеющие право на трудовую пенсию по старости.
Цена зависит от того, сколько льготных поездок вы сможете совершить по проездному.