​Каков вопрос, таков ответ. Обозреватель Business Class – об итогах недели

Пермский гнев он может и не бессмысленный, но уж точно не беспощадный. Политические противники находят общий язык даже протестуя. Ладно хоть протестуют против разного.

Давным-давно один мой приятель наблюдал на рок-фестивале троицу «неформалов»: на своих черных футболках с помощью желтого скотча они изобразили три буквы, по одной на каждой из друзей. Рассеянные в толпе, они не представляли никакого интереса для общественного спокойствия, а вот построившись в «боевой порядок»…

Похожим путем на минувшей неделе пошли участники «Собрания разгневанных пермяков». СМИ не обошли стороной, но и не особо оценили это событие. Судя по репортажам, нечего было и огород городить: в иной очереди за покупкой социальных проездных на почте обстановка бывает куда более революционной. Участники митинга (как и те, кого наспех призвали им противостоять) были настолько далеки от образа гневливых людей, что название никак не вязалось с содержанием мероприятия. Это, быть может, и хорошо: гнев – непродуктивное чувство да и смертный грех к тому же. В итоге митинг случился… культурный – как неформальное приложение к финалу Дягилевского фестиваля.

Сегодня, пожалуй, недовольство (абсолютно счастливые люди, как правило, содержатся в специальных медицинских учреждениях) не исчезло, но ушло с площадей, побыв там совсем немного. Ушло в глубь души, иногда давая о себе знать неожиданными падениями рейтингов политиков. Спрашивать о причинах неприятных изменений социологов бесполезно: по мнению тех же ученых, россияне научились (восстановили навыки) в ходе опросов угадывать и отвечать то, что от них хотят услышать. Вот и мэр Перми Дмитрий Самойлов это подтвердил. Депутаты думы удивились цифрам, представленным в отчете главы города: 90% жителей Перми довольны ситуацией в сфере ЖКХ. Понятное дело, в обычном душевном состоянии удовлетвориться этим сложно. Дмитрий Иванович признал, что и он подивился статистике. Но ведь многое зависит от того, как вопрос людям задать, логично заметил мэр. Теперь главное понять, все ли вопросы в соцопросе, проводимом мэрией, были заданы с идеологически выверенной позиции.

Тем временем Прикамье, конечно, может показать пример гражданственности и даже диалога с властями, причем не по поводу все-таки оторванного от жизни «скверного» храма, как в Екатеринбурге, а в животрепещущих вопросах. Например, жители Чернушки все-таки отстояли свое право на благополучную окружающую среду, а правительство услышало (не без помощи депутатов, нефтяников и газовиков, наверное) и изменило схему обращения с ТКО, перенаправив мусор из других районов на другие же полигоны. Да, о решении мало писали, но это пример того, почему Пермский край может претендовать на звание благополучного (в сравнении с иными) региона. Как минимум пока не будет утверждена новая схема.

В чем организаторы и дезорганизаторы должны согласиться: правила для них заданы извне. Насколько этим все довольны? Да кто ж это разберет – в глубине души-то...