21 июня Теодор Курентзис объявил о своем уходе с поста художественного руководителя Пермского театра оперы и балета. При этом он подтвердил, что останется художественным руководителем Международного Дягилевского фестиваля и продолжит сотрудничество с театром в этом направлении. Знаменитый дирижер также продолжит выступать в Перми с концертами оркестра MusicAeterna и ставить премьерные спектакли на сцене пермского театра.
Решение маэстро комментируют ведущие деятели культуры и искусства Пермского края.
Юлия Балабанова, бывшая управляющая частной филармонией «Триумф» сообщила изданию «Текст», что не видит в событии драмы. «Наша жизнь слишком стремительна, и 7-8 лет – это на самом деле огромный этап, особенно для людей, живущих на таких сверхскоростях, как Теодор. Это чудо вообще, что он настолько здесь задержался и столько инвестировал себя, своих ресурсов, своих идей в Пермь.
Знаете, это как в любви: когда появляется человек, который привносит в твою жизнь совершенно иные краски, смыслы, масштаб, – это здорово. Но не стоит делать этого человека залогом нового качества своей жизни. Надо самому уметь сохранять ее яркость и масштаб, даже если вам придется расстаться.
Может быть, смешно сравнивать, но когда я уходила из «Триумфа», у кого-то тоже было ощущение конца. А я знала, что нет – потому что многое сделала, чтобы филармония работала и без меня. По тому, что я вижу, маэстро уходит бережно: он не режет по живому, он сохраняет свою поддержку и участие, он по-прежнему будет законодателем стиля и гарантом высокого уровня культурных событий в Перми. Пусть даже раз в год – во время Дягилевского фестиваля, но это будет прививка до следующего сезона».
Людмила Дробышева-Разумовская, ректор ПГИК: «Насколько мне известно, все остается, как было, только в других юридических аспектах, и Пермский край ничего не теряет. Теодор Курентзис будет художественным руководителем Дягилевского фестиваля и продолжит ставить знаковые мировые премьеры в нашем театре, как это и было раньше. Ведь именно мировые премьеры привлекали столько внимания. Теодор Курентзис – музыкант мирового уровня, он должен принадлежать стране и миру.
Мы, как вуз культуры, как сотрудничали с Пермским театром оперы и балета и Дягилевским фестивалем, так и намерены продолжать это делать. Сейчас 43 наших выпускника работают в штате театре. Репертуарный театр продолжит работу, и мы готовы поставлять туда кадры».
Лариса Носкова, директор Пермской хоровой капеллы мальчиков: «Теодор Курентзис – это высокий уровень профессионализма музыканта, это интересные оперы, мировые премьеры, симфонические оркестры – особый вид его творчества. На все его работы всегда было паломничество, потому что, можно сказать, они были шедевральны. Для нас это время особого творческого периода знакомства с его работами, они всегда вызывали широкий интерес, запоминались надолго.
Не знаю, какие у Теодора личные творческие планы, но тот факт, что он дал согласие продолжить работу над Дягилевским фестивалем, говорит о том, что пермский театр будет продолжать премьерную деятельность – новые творческие постановки, которых ждут не только в Перми, но и в мире, будут готовиться на пермской сцене. Я рада тому, что он не совсем покидает Пермь и театр.
Теодор Курентзис – большой музыкант, и ему нужно развиваться дальше – в мировом формате. С этой точки зрения я его очень хорошо понимаю. Думаю, он сам определит дальше, где ему творчески более перспективно, где его ждут, ведь не только материальные вещи определяют путь музыканта».
Юлия Тавризян, директор Пермской художественной галереи: «Об этом знала давно, прямо рыдала, но во время истории с футболками «Не дайте Курентзису уехать» увидела высказывание: что значит – не дайте? Он не крепостной, человек мира, может жить там, где хочет (кстати, вчера этот же автор написал совсем другое, но не в том дело). Но тогда задумалась, и правда, как можно птицу в клетке удержать?
Курентзис и его команда создали в Перми новый театр – театр событийный. Благодаря счастливым восьми годам мы имели возможности, не сравнимые ни с одним городом России. Благодаря MusicAeterna мы научились воспринимать другую музыку, видеть новый театр, слышать звезд и понимать, что хорошо, а что неплохо, но провинциально. Деятельность Теодора и в не меньшей степени Виталия Полонского – это великая просветительская миссия, которую они честно и прекрасно выполняли в течение всех этих лет. И это счастье – жить рядом и общаться с гениями. Счастье ходить в театр и принимать у себя больших артистов и талантливых музыкантов. Счастье, несмотря на концерты в полчетвертого ночи, споры о возможности/невозможности (с точки зрения безопасности) полной темноты в музее, несмотря на сложности для хранителей и других сотрудников. К чести театра, весь коллектив прекрасно понимал, как выйти из положения и шел на все возможные компромиссы.
Нам выпала завидная возможность жить в Перми «во времена Курентзиса». И я понимаю, что счастье вечным не бывает. Радость хотя бы в том, что Дягилевский фестиваль по-прежнему будет с нами, а Теодор останется его художественным руководителем. Что он будет ставить спектакли и играть концерты в Перми. Это остается с нами, и это прекрасные договоренности в сложившейся ситуации.
Мне очень хочется, чтобы развитие театра продолжалось. Сейчас там работает отличная менеджерская команда – на зависть любому другому учреждению. Они приобрели такие умения за эти годы, что, очень надеюсь, смогут двигать историю дальше. Желаю успехов Андрею Борисову и всей команде, верю, что все новое впереди. Желаю немеркнущей славы и успехов (в которых не сомневаюсь) Теодору Курентзису и Виталию Полонскому, всем прекрасным и любимым артистам, музыкантам, певцам. Если вдруг вы захотите когда-то выступить в Пермской галерее – не сомневайтесь, двери будут открыты всегда, в любое время суток! Удачи вам!
Присоединяюсь ко всем зрителям Перми, которые ждут новых открытий, звездных имен, спектаклей. И новой сцены. Обнимаю сквозь слезы!»
Анатолий Пичкалев, председатель Пермского отделения СТД РФ: «Мне жаль, что Теодор уходит с поста художественного руководителя театра, но он не теряется для пермской сцены. Он остается худруком Дягилевского фестиваля, продолжит концертную деятельность и работу над оперными постановками. Кто знает, может в таком качестве пермский зритель сможет видеть его чаще, чем прежде».