Автор: Кристина Суворова
Начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми Анатолий Путин рассказал об итогах работы общественного транспорта в рамках новой транспортной модели в мае и июне. В пилотный проект, стартовавший 1 мая, вошел электротранспорт и 10 автобусных маршрутов. Позже к ним добавились еще два, пришедшие на смену троллейбусным. Основное нововведение – перевозчики больше не оставляют себе выручку от продажи билетов, а перечисляют муниципалитету.
Плановый показатель поступлений в бюджет мае – 28,8 млн рублей, он исполнен на 75% (поступило 21,8 млн рублей), сообщил Анатолий Путин на заседании рабочей группы по пассажирским перевозкам в Пермской торгово-промышленной палате. Он пояснил, что план формировался с учетом того, что с 1 мая все троллейбусные маршруты будут замены автобусами, однако по факту полное замещение произошло только 1 июля. По итогам июня доходы достигли 90% от прогнозного показателя. Фактически перечислено в бюджет 22,4 млн рублей (план – 24,8 млн рублей).
Величину расходов начальник департамента не озвучил, но отметил, что суммы, которые не дополучены, также не выплачены и перевозчикам. «Май и июнь специфические месяцы с точки зрения работы отрасли, но, тем не менее, общая динамика показывает, что бюджет проекта сбалансирован», – подытожил он. Business Class запросил в администрации Перми данные о расходах.
Анатолий Путин отметил, что пилотный проект оказался очень полезным, поскольку выяснилось, что ряд положений контрактов на перевозку требуют корректировки. Сейчас перевозчики обязаны перечислять администрации билетную выручку в течение двух дней. Этот срок планируется увеличить до семи дней. Кроме того, департамент намерен уйти от жесткой привязки расписания маршрута к контракту, так как в этом случае корректировка времени рейса на несколько минут потребовала подписания дополнительного соглашения и перерегистрации всего контракта. Пересмотрен и подход к штрафным санкциям: от расчета величины штрафа в процентах от цены контракта планируется перейти к фиксированным суммам, размер которых предусмотрен федеральным законодательством – 5 тыс. рублей за нарушение.
В четвертом квартале текущего года власти планируют провести аукционы на обслуживание маршрутов, по результатам которых будут заключаться долгосрочные контракты с перевозчиками. Ориентировочно, процедуры стартуют в октябре.
Сбои в работе новой системы оплаты проезда планируют устранить до конца неделиВ июне мэрия представила смягченный вариант требований к подвижному составу на старте аукционов. Предложена схема постепенного обновления техники в период действия контрактов – за пять лет (см. справку). По словам Анатолия Путина, решение связано, в первую очередь, с тем, что между проведением аукционов на обслуживание маршрутов и началом работы остается все меньше времени. «Чтобы не получилось так, что мы обязали перевозчика половину техники обновить, а фактически такой возможности в стране нет, поскольку она ограничена производственными мощностями заводов, мы ввели переходный период», – пояснил он.
Председатель НП «Автолидер» Александр Богданов спросил, какое решение принято относительно необходимости оснащения автобусов кондиционерами. Ранее он выступил против этого, ссылаясь на особенности климата и случаи, когда пассажиры предъявляют перевозчикам иски после того как простыли во время поездки.
Анатолий Путин ответил, что в течение летнего периода департамент будет собирать мнение пассажиров тех маршрутов, где есть кондиционеры. Возможно, одним из каналов обратной связи станет портал «Управляем вместе». «Реакция людей неоднозначна: одни поддерживают использование кондиционеров, другим они мешают. Мы проанализируем те отклики, которые получим, и примем решение», – добавил он.
Куда более серьезным камнем преткновения по-прежнему остается требование к стопроцентной низкопольности транспорта (вход без ступенек во все двери). Подобных автобусов в городе сейчас всего пять десятков, а к 2024 году власти намереваются довести долю такого транспорта до 100%. Перевозчик Александр Стерлягов обратил внимание на опыт Москвы. «В столице для маломобильных групп населения приспособлено 64% автобусов (в Перми этот показатель уже сейчас выше), и из этого числа только 40% имеют полностью низкий пол», – привел он статистику. «Москва, при возможностях ее бюджета, даже не ставит цели довести этот показатель до 100%», – подчеркнул он.
Предприниматели поинтересовались, будет ли новый вариант требований к подвижному составу закреплен документально. Анатолий Путин ответил, что законодательного требования об их оформлении в виде нормативного акта нет, но сайт госзакупок дает возможность формировать типовую форму аукционной документации, и она появится в открытом доступе. В июле перевозчикам направят проект, его еще раз обсудят, и к осени будет обнародован окончательный вариант.
Президент Пермской торгово-промышленной палаты Олег Жданов отметил, что все требования должны соответствовать экономическому смыслу, нормам, которые установлены налоговым кодексом, и тарифным решениям. «Есть реальные сроки эксплуатации и амортизации техники. Пять лет действия контракта – не такой большой срок. По его истечению транспорт не будет полностью амортизирован. Что происходит с остаточной стоимостью автобусов? Как это отразится на тарифе?», – выступил он.
Как сообщил Анатолий Путин, экономическая составляющая реформы сейчас обсуждается с министерством финансов и корректируется с учетом изменений в нормативных актах минтранса.
Согласно смягченному варианту требований к подвижному составу в аукционах можно будет участвовать с техникой экологического класса «Евро-3». А доля транспортных средств не старше пяти лет и класса «Евро-5» на момент начала исполнения контракта установлена 25% вместо 50% ранее. Только это позволит заявить на участие в аукционах 249 автобусов (примерно треть от требуемого числа техники большой вместимости), которые раньше по критериям не проходили. Кроме того, заявлено сокращение вдвое минимальной доли стопроцентно низкопольных автобусов (вход без ступенек во все двери). На начало работы таких необходима четверть от общего числа. Критерий полностью низкого пола лишал возможности участия в конкурсе больше всего перевозчиков. Их у частников всего порядка 50 единиц. Зато низкопольных автобусов, у которых вход без ступенек хотя бы один – более 400 штук.