Автор: Кристина Суворова
Городские власти планируют в конце июля определить подрядчиков, которые в течение ближайших пяти лет будут заниматься содержанием дорог в Перми. Аукционы объявлены по всем районам, предложено 17 лотов общей начальной ценой 8,133 млрд рублей. Наиболее крупные контракты – на работу в Ленинском и Свердловском районах. Средняя стоимость лота – 478 млн рублей, и только два из всех на порядок меньше этой суммы: на обслуживание дорог в частном секторе Индустриального и Свердловского районов (подробнее см. таблицу). Заявки на участие в конкурсных процедурах принимались до 15 июля, торги назначены на 22 июля.
Ранее контракты с подрядчиками заключали на три года. По словам совладельца «Старт Сити Групп» Александра Кашеварова, с увеличением срока подрядчикам станет легче планировать обновление техники. Но есть и обратная сторона медали: возрастет стоимость банковской гарантии. «На входе требуются очень большие вложения, а ситуация в отрасли тяжелая», – отмечает собеседник. Финансовые затруднения игроков рынка он связывает с низкой стоимостью дорожных и строительных работ в регионе. «Цены контрактов скорректировали, увеличили стоимость противогололедных материалов и топлива, используемую в расчетах, но она все равно ниже реальных значений на рынке», – отмечает Александр Кашеваров.
Объявлен конкурс на проектирование трассы ТР-53 в ПермиОдин из членов общественного совета при министерстве транспорта Пермского края добавил: благоприятно ли скажется на подрядчиках увеличение сроков контрактов, зависит от начальной цены работ и возможностей ее индексации, поскольку стоимость расходных материалов за пять лет может очень существенно измениться.
На проблему недофинансирования дорожной отрасли в Перми обратила внимание депутат Пермской городской думы Надежда Агишева. Весной она написала обращение в прокуратуру города по поводу недостаточного выделения средств для проведения необходимых объемов работ. «Получила очень интересный ответ: доходная часть бюджета Перми не позволяет обеспечить 100% финансирование работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог, но нарушений законодательства в этом нет», – рассказала депутат на своей странице в Facebook. «Для понимания, речь идет не о 10 – 15% недофинансирования. Выделяется меньше половины от необходимого объема средств», – уточнила она. Придется обращаться в Генеральную прокуратуру и антимонопольные ведомства, заключила г-жа Агишева.
Район | Лот | Улицы | Площадь проезжей части, тыс. кв. м | Начальная цена контракта |
Ленинский | 1 | Луначарского, Попова, площадь ЦКР, Крисанова, Екатерининская, Сибрская, Газеты Звезда, Ленина, Петропавловская, Пермская, 25-го Октября и др. | 384 | 950 622 710 |
2 | Комсомольский проспект, Куйбышева, Октябрьская пл., Монастырская, Советская, Окулова и др. | 470 | 546 159 740 | |
Мотовилихинский | 1 | Дружбы, Крупской, Макаренко, Макаренко, Ушинского, Уральская, Восстания, Лифанова, Славянова и др. | 565 | 599 748 242 |
2 | Лифанова, Самаркандская, Восстания, дорога на Висим и др. | 1200 | 415 753 009 | |
3 | Переход от ул.Стахановской до развязки на Восточном обходе | 342 | 387 483 015 | |
Свердловский | 1 | Сибирская, Белинского, Карла Маркса, Южная дамба, Революции, Газеты Звезда, Краснова и др. | 734 | 738 123 980 |
2 | Краснова, Героев Хасана, Революции, Комсомольская площадь, Куйбышева и др. | 680 | 777 262 268 | |
3 | Дороги в микрорайонах Соболи, Голый Мыс, Южный, Ново-Бродовский и др. | 472 | 74 971 303 | |
Индустриальный | 1 | Космонавтов, Леонова, Стахановская, 9 Мая, Бумана, Миллиционера Власова, Встречная, Оверятская, Верхне-Муллинская и др., 31 остановка | 289 | 336 292 214 |
2 | Мира, Карпинского, Декабристов, Чердынская, Левченко, Рязанская и др., 90 остановок | 652 | 627 445 387 | |
3 | Дороги в микрорайонах Новоплоский и Субботино, в частном секторе в Балатово и Верхних Муллах и др. | 132 | 26 657 226 | |
Дзержинский | 1 | Ленина, Луначарского, Екатериниская, Петропавловская, Плеханова, Космонавтов, привокзальная площадь и др. | 277 | 388 384 861 |
2 | Ветлужская, Якутская, Докучаева, дороги в микорайоне Железнодорожном и др. | 425 | 303 912 058 | |
3 | Локомотивная, Малкова, Куфонина, Вишерская, Парковый, дороги в микрорайоне Заостровка и др. | 748 | 321 902 772 | |
Кировский | 1 | Кировоградская, Маршала Рыбалко, Юнг Прикамья, Сысольская и др. | 654 | 625 001 970 |
Орджоникидзевский | 1 | Менжинского, Целинная, Лянгасова, Соликамский тракт, Цимлянская, Веденеева, дороги в микроранах Чапаева, Кислотные дачи, Камский, Головано и др. | 1367 | 658 377 817 |
2 | Вильямса, Гайвинская, Писарева, Кабельщиков, дороги в микрорайонах Заозерье, Одино, Турбино | 724 | 355 124 095 |
Источник: zakupki.gov.ru.
Важное нововведение, заложенное в этом году в аукционную документацию по содержанию дорог, связано с необходимостью подтверждать опыт работы в дорожной сфере. Участник должен предоставить, как минимум, один исполненный контракт по строительству, реконструкции и капремонту дорог за последние три года. «В сегодняшних условиях подряд может выиграть организация, которая сама не может содержать дорогу. Она отдает работы субподрядчику за еще более низкую цену. А потом, когда нужно будет быстро дорогу почистить от снега, заказчик вынужден искать, кто в итоге этим займется», – описал проблему, связанную с квалификацией участников закупки член общественного совета при минтрансе. Он считает, что новое требование, введенное в документацию, кардинально не изменит ситуацию, поскольку недобросовестные компании найдут способ его обойти.
В контрактах на обслуживание региональных дорог подобное квалификационное требование отсутствует, и в результате на аукционах вынуждены конкурировать компании с совершенно разными подходами к ведению бизнеса. «Любая организация может стать дорожником. Нет долгов перед налоговой – можешь участвовать в аукционе, где все решит цена. В результате на торгах конкурируют компании, которые инвестируют в обновление техники, обучение персонала, внедрение новых методов работы, и организации, живущие одним днем. Естественно, вторым проще «уронить» цену», – рассуждает председатель совета директоров компании «Химспецстрой» Алексей Чикунов.
Власти наймут подрядчика для изъятия участков под ул. СтроителейПо его словам, уровень рентабельности контрактов на содержание дорог в крае не позволяет участникам рынка полноценно развиваться. «Нам этот договор дает разве что возможность обеспечить сотрудников работой в зимний период, – рассказал Алексей Чикунов. – Индекс стоимость работ подняли, но это изменение «съедено» инфляцией», – добавил он. «Компании работают, дороги в крае строятся, однако нет движения, которое обеспечило бы отрасли перспективу. Техника постепенно устаревает, мы отстаем от развития методов и технологий в дорожном строительстве», – заключил эксперт.
Собеседник из общественного совета при минтрансе констатирует, что из-за проблем с ценообразованием в дорожной отрасли страдают подрядчики не только в Перми и регионе, но и по всей стране. «Из-за низкой стоимости строительных работ им приходится либо снижать качество, либо действовать по принципу пирамиды – вкладывать в начатый объект деньги следующего полученного контракта, но это рано или поздно приводит к банкротству», – говорит эксперт.
По его мнению, ситуация в отрасли стала бы лучше в случае возвращения контрактов с твердой ценой. «Раньше было так: перед подрядчиком стояла задача построить дорогу определенной категории. Он сам готовил рабочую документацию, определял материалы, которые станет использовать. Сдал объект – получил причитающуюся сумму. Сейчас же на торгах речь идет о цене не дороги, а строительных работ», – рассказывает собеседник. «Разница примерно такая, как между тем, чтобы купить телевизор, как обычно происходит в магазинах, или прийти и заплатить за то, что продавец за оговоренное время и цену соберет для вас этот же телевизор, – пояснил он. По его словам, качество работ при фиксированной цене контракта нужно обеспечивать тем, что в течение гарантийного срока подрядчик, построивший дорогу, сам бы ее содержал. Поэтому был заинтересован в том, чтобы не тратить средства на устранение дефектов.
Аналогичная схема предполагается контрактами жизненного цикла, о необходимости широкого распространению которых на заседании Госсовета 26 июня заявил Президент России Владимир Путин. В Пермском крае такая практика пока не используется. Первым объектом, который будет содержать построивший его подрядчик, может стать новый мост через Чусовую.
В новые контракты заложено использование более современных материалов против гололеда. Их закупку будут осуществлять районные учреждения благоустройства. Это, по словам совладельца «Старт Сити Групп» Александра Кашеварова, снимает с подрядчика риски, связанные с удорожанием материалов. Новые реагенты будут использоваться не повсеместно; в контрактах прописаны участки дорог, где их необходимо применять. Например, в Ленинском районе (лот №1) указаны улицы Попова, Борчанинова, Екатерининская, Сибирская, Газеты «Звезда», Ленина и Петропавловская.