Автор: Кристина Суворова
Состоялось очередное заседание рабочей группы по разработке тарифного меню для городского общественного транспорта. Заместитель главы администрации Перми Людмила Гаджиева отметила, что продолжается системная работа по внедрению новой транспортной модели. «Оптимизирована маршрутная сеть, затраты на ее обслуживание сократились более чем на 1 млрд рублей. Это важно, поскольку данный показатель напрямую влияет на величину тарифа на проезд. В июле-августе проект изменения маршрутной сети будет утвержден постановлением администрации. Обновлен муниципальный парк автобусов, запущен пилотный проект по перечислению выручки от продажи билетов в бюджет. С 1 июля в Перми действует единая краевая система оплаты проезда и учета пассажиропотока», – рассказала г-жа Гаджиева.
О том, как взаимосвязаны между собой маршрутная сеть, стоимость работы перевозчиков и тариф, рассказал начальник городского департамента дорог и транспорта Анатолий Путин. Он подчеркнул, что предпосылкой для изменений в сфере транспорта является вступление в силу федерального закона о транспортном обслуживании населения (№220-ФЗ). «Нормативный акт описывает два вида перевозок – по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Некоторые города пошли по второму пути – например, Краснодар. В результате город не несет расходов на регулирование стоимости проезда, но при этом не имеет каких-либо механизмов контроля над перевозчиками. Перевозчики уже дважды за год подняли тариф, он достиг 28 рублей», – отметил г-н Путин.
Если говорить о перевозках по регулируемому тарифу, возникает следующая развилка: оставлять выручку от продажи билетов у перевозчиков либо перечислять в бюджет. «Стоимость транспортной работы, то есть расходы муниципалитета, в обоих случаях одинаковы. Отличие в том, где окажется сверхприбыль от работы на доходных маршрутах. Именно поэтому мы нацелены на работу по регулируемым тарифам с перечислением выручки в бюджет», – пояснил чиновник.
Г-н Путин рассказал, что при разработке тарифного меню решается несколько задач: минимизировать рост стоимости за счет введения проездных документов длительного пользования, сохранить действующие меры социальной поддержки, а также сбалансировать бюджет, чтобы обеспечить оплату работы перевозчиков, достаточную для обновления подвижного состава и соблюдения возросших требований к безопасности перевозок.
Расходы на обслуживание маршрутной сети с учетом ее оптимизации оценены в 5,9 млрд рублей в год. Стоимость одного автокилометра на автобусных маршрутах установлена в размере 95,6 рубля. Она определена при условии, что перевозчик не несет расходов на содержание кондукторов и сбор выручки. Их возьмет на себя муниципалитет. Содержание кондукторов, контрольно-ревизионной службы, изготовление, пополнение проездных и эквайринг потребуют 668 млн рублей в 2020 году. К 2023 году расходы согласно планам сократятся до 172 млн рублей. Прогнозируется, что к 2022 году соотношение оплаты за наличные и по безналу составит 20/80.
По проектным расчетам стоимость разового билета за наличные может составить 28 рублей, по безналичному расчету – 24 рубля. Показатели являются средними по сравнению с городами Приволжского федерального округа. При такой стоимости проезда разница между доходами и расходами транспортной отрасли составит 819 млн рублей, для ее покрытия в 2020 году потребуется дополнительно предусмотреть в бюджете 387 млн рублей. «Основная часть «разрыва» между доходами и расходами формируется за счет средств на предоставление мер социальной поддержки», – отметил Анатолий Путин.
Депутат Александр Филиппов сравнил транспортную отрасль на старте реформы и в результате изменений. «Было дано: маршрутная сеть, принятая в 2015 году, не самые плохие автобусы и низкий тариф на проезд. Мы оптимизировали маршруты, отказались от троллейбусов как от убыточных, выделили миллиард на приобретение новых автобусов. И к чему же пришли, сделав так много для сокращения расходов?» – спросил он. Депутат подчеркнул, что обсуждать тариф следует после анализа результатов пилотного проекта.
Людмила Гаджиева призвала вернуться к докладу о возможных моделях работы в рамках федерального закона №220. «Мы договорились, что идем по регулируемому тарифу. И не можем допустить, чтобы при оплате транспортной работы по нормативу выручка на прибыльных маршрутах оставалась у перевозчиков», – подчеркнула замглавы администрации. Она добавила, что уже в ноябре истекает срок действующих контрактов на обслуживание маршрутов, и для проведения аукционов нужно предусмотреть средства в бюджете.
Депутат Владимир Молоковских напомнил, что когда рабочая группа приступала к обсуждению тарифного меню, говорилось, что расходы на отрасль покроются при стоимости проезда в 26 рублей. «Что сейчас изменилось?» – поинтересовался он. «В связи с тем, что появилась возможность бесплатной пересадки, общий объем доходов, которые планируется собрать, снизился», – объяснил Анатолий Путин.
– При формировании тарифного меню мы поставили перед собой цель дать гражданам возможность сэкономить. Но при этом самая выгодная стоимость одной поездки – 14 рублей – получается при покупке проездного на год почти за 22 тыс. рублей. Немногие пассажиры готовы единовременно потратить такую сумму», – отметила депутат Вероника Куликова.
– Возможно, вариант и не будет популярен, но главное – появится выбор, – ответила Людмила Гаджиева. Она обратила внимание на другой пункт меню: «При покупке проездного на месяц по цене 2448 рублей стоимость одной поездки останется прежней – 20 рублей».
– Меня приведенные доводы не убеждают в том, что мы должны именно сейчас повышать тарифы. Все цены требуют серьезного перерасчета. Мы уже начали пилотный проект, и нужно его продолжать. Давайте получим экономическое обоснование тарифа, а потом уже будем принимать решение, – заявила Вероника Куликова. Она подсчитала, что за счет увеличения тарифа бюджет получит дополнительный доход от билетной выручки в размере 1,4 млрд рублей. «При этом мы не только не прекращаем субсидировать отрасль, но и говорим о необходимости предусмотреть дополнительные средства в бюджете», – усомнилась депутат в эффективности реформы.
Анатолий Путин напомнил, что когда власти только приступили к обсуждению того, как выполнить требования федерального закона №220, речь шла о разрыве между расходами и доходами в 3,5 млрд рублей. «За полтора года благодаря оптимизации маршрутной сети и разработке тарифного меню нам удалось сократить эту цифру до 387 млн рублей», – подчеркнул он.
– Пермь сейчас находится в лучшем положении в стране по соотношению стоимости проезда и качества подвижного состава. Конечно, необходимо менять подходы, улучшать состояние отрасли, но прежде чем что-то утверждать, следует подойти к работе более тщательно. Это сложный вопрос, требующий строго ориентированных на горожан решений, – подчеркнул первый заместитель председателя Пермской городской думы Дмитрий Малютин.
Участники рабочей группы решили продолжить анализ вариантов стоимости проезда. К работе будут приглашены эксперты из Пермской торгово-промышленной палаты, Контрольно-счетной палаты и представители бизнеса.