Автор: Яна Купрацевич
Новые требования для вывесок на фасадах домов в Перми начали действовать в 2016 году. Планировалось, что к 2018 году предприниматели приведут их в порядок. После 22 октября 2018 года начали действовать штрафы для тех, кто этого не сделал. Несмотря на это, сегодня в краевой столице насчитывается более 4,5 тыс. вывесок с нарушениями. Сейчас мэрия унифицирует требования и включает их в правила благоустройства.
Согласно постановлению администрации Перми, вывеска может быть сформирована из трех типов элементов: логотип организации, ее название и род деятельности. Допускается дублирование только одного из элементов. Расположение вывесок на фасаде одного здания должно проходить по одной горизонтальной оси, их высота не должна превышать 0,5 м. Ни один из элементов не может превышать 10 м в длину и занимать более 70% длины фасада.
Размещать вывески допускается только в границах занимаемого нежилого помещения ниже уровня основания окон второго этажа. На остеклении витрины допустимо однотонное написание информации, состоящей только из букв и занимающей собой не более 30% площади витрины.
В то же время нельзя устанавливать вывески на кровлях, лоджиях, балконах, размещать объемные конструкции (световые короба) над козырьком входа, полностью оклеивать витрины, устанавливать вывески на расстоянии меньше одного метра от мемориальных досок, указателей улиц и номерных знаков домов.
Как сообщили Business Class в администрации Перми, по данным департамента градостроительства и архитектуры, количество выявленных вывесок, установленных не по нормативам по состоянию на 12 июля, составляет 4624.
Ранее мэрия подготовила постановление об утверждении порядка ведения реестра вывесок, подлежащих принудительному демонтажу. Согласно документу, сведения о вывеске с нарушениями включаются в реестр в течение 10 рабочих дней после выявления незаконного объекта. При этом вывеска может быть исключена из реестра в случае приведения к стандарту, согласованию колерного паспорта в индивидуальном порядке или при добровольном демонтаже владельцами.
Порядок ведения реестра вывесок, подлежащих демонтажу, будет утвержден после принятия Пермской думой решения о внесении изменений в Правила благоустройства территории города. Этот вопрос отложен на октябрь.
Как отметили в департаменте градостроительства и архитектуры, с владельцами незаконных вывесок проводятся регулярные консультации по приведению их к стандартным требованиям. Работа ведется с 2016 года. В 2019 году проведено 727 таких встреч.
Кроме того, в марте 2018 года в адрес Союза «Пермская торгово-промышленная палата», Пермскому региональному отделению «Опора России», общероссийскому народному фронту в Пермском крае, региональному объединению работодателей Пермского края «Сотрудничество» направлены информационные письма о необходимости информирования членов общественных организаций, являющихся владельцами вывесок на территории города, о необходимости их приведения к новым требованиям.
Стандартные требования к правилам размещения вывесок и их эксплуатации были подготовлены в 2016 году. До 22 октября 2018 года предприниматели и юридические лица были обязаны разместить вывески по новым правилам. После этого начали взиматься штрафы. По данным мэрии, с октября прошлого года в добровольном порядке с улиц города убрали 3199 вывесок. За этот же период сумма оплаченных штрафов за несоответствующие требованиям вывески составила 936 тыс. рублей.
Размещение вывесок обсудили эксперты Пермской торгово-промышленной палаты в рамках круглого стола по предлагаемым поправкам в городские правила благоустройства. По мнению предпринимательского сообщества, произвести замену вывески в течение десяти дней трудно. Бизнес выступил с предложением увеличить сроки.
«В приложении есть норма, согласно которой после выявления несоответствия вывески она должна быть снята в течение 10 дней и заменена на соответствующую или внесена в колерный паспорт. Но мы все понимаем, что процедура создания колерного паспорта, внесение в него объекта занимает гораздо больше времени. Нужен либо иной срок, либо иной порядок. В любом случает от установленного срока в 10 дней надо отказаться, поскольку это выглядит как шутка по отношению к регулируемому лицу», – заявил вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты Вячеслав Белов.
В департаменте градостроительства и архитектуры отметили, что колерный паспорт согласуется в течение 30 рабочих дней после поступления заявления. Предметом согласования колерного паспорта являются только принятые цветовые решения элементов фасада, применяемые материалы существующего объекта недвижимости, а также определение возможных типов объектов городской информации (вывесок, рекламы) с определением мест для их размещения на фасаде с учетом принципов формирования архитектурного облика.
Проверка колерных паспортов производится в срок, без задержек. В случае выявления необходимости внесения правок в поступившие колерные паспорта специалисты ДГА связываются с заявителями в рабочем порядке о необходимости корректировок с установлением конечного срока внесения правок. В случае непредоставления откорректированного документа в срок, подготавливается мотивированный отказ. 90% колерных паспортов согласовывается в первые 2 недели с момента их поступления в ДГА, так как большая часть заявителей предварительно согласовывает размещение своих вывесок в ходе приема граждан.
Собственница помещения на ул. Ленина считает, что властям нужно в первую очередь работать с предпринимателями, устанавливающими вывески впервые. «Информировать заранее, чтобы потом не пришлось переделывать. В то же время бизнес сам должен осознанно подходить к изменениям», – рассказала владелица помещения.
На пермской набережной появится два теннисных кортаЭксперты заявили и о существующих коллизиях в применении правил. «Требования к вывескам установлены. Но у крупных компаний есть корпоративная культура, они не могут сделать вывески другой цветовой гаммы, чем установлено в холдингах. Стоит предусмотреть для них колерные паспорта», – добавил Вячеслав Белов. По словам директора АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА – Пермь» Лилии Ширяевой, противоречие еще и в том, что организация разрабатывает колерный паспорт, но он должен действовать для всего здания.
Как пояснили в городской администрации, стандартные требования не регламентируют цветовую гамму и стиль используемого шрифта в вывеске. «Они ограничивают ее параметры, места размещения и внешний вид, преимущественно ее громоздкость относительно архитектурных элементов каждого конкретного здания, использование цветных подложек, негативно влияющих на архитектурный облик здания, поскольку они являются дополнительными цветовыми пятнами, нарушающими восприятие цельного образа фасада. Поэтому ограничений в реализации корпоративного стиля нет», – отметили в мэрии.
На другое противоречие нормативных актов указала Елена Кашина, представитель аппарата бизнес-омбудсмена в Пермском крае. «Если рассматривать юридический вопрос с позиции Жилищного кодекса, а фасад – как часть общедомового имущества, то решение должно приниматься с учетом позиции общего собрания собственников жилья, решением администрации (каким – не уточняется) и решением представительного органа. Много таких подножек, нюансов, которые выявляются в ходе реализации», – заметила Елена Кашина.
Проблемой администрирования правил благоустройства остаются и недобросовестные предприниматели, которые не желают снимать вывески. Эксперты считают, что здесь выход только один – работа городских властей по выявлению незаконных вывесок, уведомление об этом собственников и составление протоколов об административном правонарушении.
«В любом случае мы понимаем, что центр принятия решения – администрация Перми. Есть очевидная правовая коллизия, когда вроде бы добросовестные предприниматели готовы исправлять недочеты, но при этом имеется несогласованность подразделений администрации. Я уже не раз на заседаниях думы поднимал вопрос о структуре мэрии: это не просто перечень должностей, а функциональное определение – кто за что конкретно отвечает», – отметил в разговоре с «bc» депутат Пермской городской думы Александр Филиппов.
За правила благоустройства власти взялись комплексно. Изменения в правилах благоустройства коснутся не только вывесок, но и вообще внешнего вида фасада зданий в центре города.
На фасадах хотят запретить размещать конструкции, содержащие информацию или изображения с нарушением требований действующего законодательства. Нельзя крепить растяжки, размещать частные объявления, афиши, агитационные материалы, а также объекты уличного искусства без согласования.
Отдельные требования предъявляются к установке на фасадах кондиционеров, защитных решеток, антенн, видеокамер, почтовых ящиков, часов, банкоматов, архитектурно-художественной подсветки. Они не должны мешать внешнему виду здания, поэтому большую часть объектов придется переносить или демонтировать. К примеру, кондиционеры должны быть перенесены либо на боковые и дворовые фасады, либо на балконы. По подсчетам Business Class, только по улице Ленина размещены 284 кондиционера и 37 антенн на главных фасадах зданий. Для многих предпринимателей демонтаж повлечет серьезные финансовые затраты. Для других это вопрос комфорта.
Что касается остекления окон, балконов и витрин на фасадах зданий, обращенных на территорию общего пользования и расположенных в центральном планировочном районе, то они должны иметь единые переплеты и цветовые решения. Частичная окраска, отделка, облицовка поверхности фасада, облицовка участка фасада вокруг входа и входной группы, откосов и наличников не в соответствии с колерным паспортом также запрещается. При этом повреждения окраски фасадов зданий не должны превышать более 1% от его общей площади.
Просто попутчики. Нелегальные перевозчики забрали у официальных около 40% пассажиров