Автор: Кристина Суворова
Как стало известно Business Class, перевозчики вновь начали отказываться от убыточных маршрутов. По стечению обстоятельств это может стать одним из аргументов в дискуссии думы и администрации Перми, посвященной новой транспортной модели.
С 1 августа ООО «Транзит» (близкое УТК «Дизель) перестанет обслуживать маршруты №22 «Микрорайон Васильева – Камский микрорайон» и №48 «Чусовской водозабор – Снежная» в Орджоникидзевском районе. Как пояснил «bc» директор УТК «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов, уведомления о прекращении работы направлены в городской департамент дорог и транспорта два месяца назад. Причиной стало то, что маршруты приносят убытки.
По словам собеседника, администрация не представила встречных предложений и возражений на отказ. Он полагает, что маршруты может начать обслуживать муниципальный перевозчик. Для работы на них необходимо небольшое количество техники (7 единиц с учетом резерва). День спустя в департаменте дорог и транспорта заявили Business Class, что ведут переговоры с перевозчиком о продолжении работы. «В противном случае, транспортное обслуживание будет обеспечено силами другого автотранспортного предприятия: частного или муниципального», – отметили в мэрии.
Депутат Пермской городской думы Александр Филиппов заявил «bc», что оба этих направления необходимы, и мэрия обязана обеспечить их работу. «Маршрут №48 – единственный, который связывает Чусовской водозабор с «Большой землей», а это ни много ни мало стратегический объект. Автобус №22 обеспечивает транспортную доступность микрорайона Голованово», – аргументировал он.
Это не единственные маршруты, от которых могут отказаться перевозчики. Эдуард Мирзамухаметов отметил, что на очереди автобус №18 «Микрорайон Садовый – Пермский военный институт» (ООО «Дизель»), планы по изменению которого ранее вызвали возмущение жителей. «На нем работаем ниже уровня рентабельности. Сейчас детально анализируем экономику, но думаю, что к осени целесообразно будет прекратить обслуживать маршрут №18», – говорит г-н Мирзамухаметов.
Осенью 2018 года перевозчики подавали уведомления об отказе от работы на направлениях №7, 34 и 60. Тогда администрация убедила предпринимателей продолжить работу до проведения аукционов. Павел Дробинин – перевозчик, обслуживающий в то время маршрут №7, рассказал, что поддался на уговоры, но в результате получил за время работы штрафы от департамента на большую сумму, чем заплатили за работу. Сейчас предприниматель пытается перепрофилировать бизнес. «Строим мойку, кафе. Запросы у нас невысокие, привыкли жить в режиме экономии», – поделился он. Ранее «bc» сообщал, что с 1 мая фактически покинул рынок перевозчик ИП Красновский, так как единственный маршрут, на котором он работал, стало обслуживать муниципальное предприятие.
Собеседники Business Class отмечают, что к осени отказов от маршрутов может стать больше. Один из факторов, который способен подвести перевозчиков к «критической» точке, – сезонное повышение стоимости ГСМ, затраты на которые составляют весомую часть расходов транспортников.
По мнению Александра Филиппова, случаи отказа перевозчиков от обслуживания маршрутов – довод в пользу того, что не стоит затягивать переход на новую транспортную модель, но не с целью скорейшего повышения тарифа на проезд. «Когда выручка начнет поступать в «общий котел» – бюджет, для перевозчика не будет различий между маршрутом, идущим на Чусовской водозабор, и проходящим по центру города, так как деньги будут выплачиваться за транспортную работу», – пояснил он.
18 июля на заседании рабочей группы по разработке тарифного меню администрация огласила финансовые показатели новой транспортной модели. Предварительные расчеты оказались такими: при сокращении маршрутной сети и росте стоимости проезда до 24 рублей при безналичной оплате и 28 рублей за наличные в бюджете потребуется дополнительно предусмотреть 387 млн рублей. Депутаты сочли цифры необоснованными. Многие также выступили против намерения администрации вынести вопрос о тарифном меню на августовское заседание думы. Они рекомендовали подключить к работе перевозчиков, экспертов торгово-промышленной палаты и контрольно-счетной палаты.
На этой неделе мэрия приступила к обсуждению с перевозчиками стоимости транспортной работы (автокилометра). Председатель НП «Автолидер» Александр Богданов в разговоре с Business Class сообщил, что администрация продемонстрировала свои расчеты, а также запросила информацию от участников рынка. «Цена автокилометра, которую департамент дорог и транспорта назвал на сегодняшний день, на наш взгляд, занижена. Чтобы не быть голословными, мы представим данные о расходах и будем дальше двигаться в режиме диалога», – отметил он.
Александр Филиппов скептически отнесся к такому формату работы. «Это то же самое, что провести социологический опрос среди населения на тему стоимости проезда. Все пассажиры скажут, что их надо возить бесплатно», – сравнил он. По словамдепутата, с момента заседания рабочей группы в думу не поступали документы для рассмотрения вопроса о тарифном меню. Business Class направил в администрацию Перми запрос о том, актуальны ли планы по вынесению «тарифного вопроса» на ближайшее заседание думы, которое состоится в августе. Ответ еще не получен.
Александр Филиппов, депутат Пермской городской думы:
– Прежде чем принимать решение о повышении тарифа на проезд, необходимо, чтобы вся отрасль перешла на работу по новой схеме. Через некоторое время станет понятно, какую выручку собирают на всех маршрутах. Если сумма будет меньше расходов на оплату работы перевозчиков, то станет ясно, что нужно либо поднимать тариф, либо увеличивать субсидии из бюджета. При таком порядке действий у администрации будет цель работать эффективно и собрать больше выручки, а если средства выделить заранее, то задача будет – освоить их. Важно увидеть результат работы, в том числе на прибыльных маршрутах, за которые перевозчики бились на конкурсах несколько лет назад, а не только на тех, от которых отказываются из-за убыточности.