В июне стало известно о начале углубленного сотрудничества аптек, работающих под брендом «Планета Здоровья» и группы компаний Андрея Кончаловского. Александр Броварец в интервью Business Class рассказал о подробностях проекта.
Александр Викторович, как возникла идея сотрудничества с Андреем Кончаловским? В СМИ сообщалось, что ранее вы выступали сопродюсером нескольких фильмов, это действительно так?
– Нас связывают деловые и дружеские отношения с 2006 года – тогда как раз начались съемки фильма «Глянец». Шел по Арбату, смотрю: снимают кино, узнал, что режиссер – сам Кончаловский. Подумал – а почему бы и нет? Вручил ассистенту визитку, и все – стал сопродюсером «Глянца». Оказалось очень интересно, для меня это был новый, необычный опыт.
Общение с Андреем Сергеевичем обогащает: обладая энциклопедическими знаниями, он имеет свою глубоко продуманную точку зрения на многие вопросы, поэтому общаться с ним чрезвычайно интересно и полезно. А 14 сентября 2008 года произошел случай, после которого отношение нашей семьи к Андрею Сергеевичу переместилось из области уважения и восхищения в область признательности и любви. Пермяки помнят этот трагический день – тогда разбился самолет, летевший в Пермь из Москвы. Мы с семьей должны были лететь на этом самолете. Но полетели по приглашению Кончаловского к нему в гости в Тоскану – с тех пор наша семья считает этот день вторым днем рождения.
В 2010 году я принял участие в создании фильма Федора Попова «Все в порядке, мама» и даже снялся в одном эпизоде, потом помогал его фильму «Коридор бессмертия». Сделал короткий метр с Анной Кузьминых – «Чай», с Петром Мамоновым в главной роли; этот фильм имел успешную фестивальную судьбу. В 2016 году мы вновь поработали с Андреем Сергеевичем – я стал сопродюсером его потрясающего фильма «Рай» и был горд, когда на Венецианском кинофестивале зал рукоплескал Кончаловскому и его картине. Фильм завоевал тогда «Серебряного льва».
Думаю, мой интерес к кинематографу повлиял и на корпоративную культуру «Планеты Здоровья» – мы стараемся небанально подходить к рабочему процессу, делаем небольшие фильмы, разработали новый логотип и запустили ряд мультипликационных роликов с ним. Оказалось, творчество важно и в аптечном бизнесе – это увлекает и стимулирует коллектив.
Как изменятся аптеки «Планета Здоровья» после начала сотрудничества? Почему принято решение об изменении формата?
– Наша стратегическая цель – создание сети современных аптек, в чьем ассортименте акцент сделан не только на лекарствах, но и на товарах сегмента lifestyle: красота, здоровье, спорт, диетология. В этом смысле опыт и компетенции Группы компаний Андрея Кончаловского, экспертиза Юлии Высоцкой и их медийная поддержка для нас очень важны.
При этом у нас нет задачи изменить привычные всем аптеки – мы, скорее, хотим консолидировать аптеки, использующие бренд «Планеты Здоровья», в единую структуру для увеличения эффективности. И расширить фокус нашей аудитории, подчеркнуть нашу айдентику, так как конкурентная среда очень серьезная и мы постоянно чувствуем ее давление на нас.
Аптек много, они похожи и продают примерно одно и то же. Профессиональное консультирование и отпуск препаратов важны, но, выполняя эту функцию, аптеки также могут внести дополнительный вклад в улучшение качества жизни людей. В этом мы с нашими партнерами из Фонда Андрея Кончаловского единомышленники. Мы хотим, чтобы покупатель четко понимал, почему он пришел именно в наши аптеки, а не в другие. Вот поэтому мы и расширим ассортимент, добавив товары сегмента lifestyle, выделим это в отдельные отделы, с добавлением туда экспертизы Юлии Высоцкой.
Мы понимаем, что наши аудитории во многом пересекаются – аптеки «Планета Здоровья», как и Юля, ориентируются на здоровый образ жизни, и мы хотим дать покупателям возможность получить информацию о нем и купить нужный товар.
Какие суммы будут инвестированы и в какие сроки? Инвестиции - это собственные средства компании, заемные средства? Или это будут средства Кончаловского, как условия захода в сеть?
– Это инвестиции нашей группы, мы теперь одна команда. Да, в нас есть кредитные линии на развитие бизнеса и часть выручки мы тоже пускаем на это направление.
Сообщалось, что Кончаловский получит 20% сети. Это соответствует действительности?
– Вы знаете, я не хотел бы обсуждать наши договоренности с Андреем Сергеевичем, так как я его очень уважаю. Скажу, что он стал моим полноценным партнёром в проекте
Как в целом вы оцениваете сегодня рынок торговли лекарств Пермского края? Насколько остра сегодня конкуренция на рынке?
– Аптечный рынок в Пермском крае отражает состояние фармрынка в России – это тенденция к усилению конкуренции, в том числе со стороны онлайн-операторов. Наша задача – дать покупателю возможность выбора препарата: дорогого импортного или более дешевого российского аналога. Конкуренция сегодня очень высока – можно увидеть по несколько аптек в доме, чаще всего – все в минусе, никто не хочет уступать. Проходит время, и остается сильнейший – тот, кого выбирает покупатель.
Интимная тема. Как торговые сети развивают онлайн-доставку продуктов в ПермиЕсть ли планы у компании по расширению присутствия в российских регионах или по входу в новые отрасли?
– Мы планируем развиваться в нескольких новых регионах. Но об открытии сотен аптек в новых регионах речь не идет. Будем открывать аптеки нового формата.
Имеет ли новый формат аналоги в России? Насколько он привычен для Европы?
– Зарубежный рынок давно туда движется – потенциал для роста рядовых аптек исчерпан. И все больше российских потребителей задумываются о том, что они едят, пьют, какими лекарствами и косметикой пользуются – ведь это отражается на их здоровье. Спрос и подвигает нас расширять ассортимент аптек полезными и безопасными продуктами. Следующий этап – мода на небольшие, нишевые, независимые бренды здоровой косметики. Мы, например, уже выпустили несколько продуктов под собственным брендом.
Для нас это относительно новые явления, но будущее за ними. И нам кажется, что аптека XXI века должна быть не просто полкой с лекарствами, а современным многофункциональным пространством, где потребитель найдет все актуальные тренды здорового образа жизни.
Проще говоря, мы должны не просто проконсультировать и отпустить таблетки, а помочь людям стать здоровее, красивее и счастливее. Собственно, это и является уже более 20 лет миссией «Планеты Здоровья», и, работая в этой парадигме, мы привлекаем единомышленников с серьезным опытом и компетенциями. Уверен, вместе мы сможем сделать многое.
Когда начнутся изменения? Они коснутся действующих аптек, или под новый формат будут открываться новые помещения?
– Мы уже без привлечения внимания протестировали этот формат на нескольких наших аптеках и увидели положительную динамику. В ближайшее время начнем открывать уже обновленные точки, сейчас активно работаем с маркетологами, аналитиками, прорабатываем стратегию, делаем дизайн. Думаю, что уже в этом году потребители увидят результат, а в 2020 году мы более активно начнем работать над планом. Конечно, процесс будет постепенным.
В аптеках появятся товары бренда «Едим дома»? Планируется ли дальнейшее расширение сотрудничества с компаниями Кончаловского, выход в другие отрасли (не фармация)?
– Да, более того, эта продукция уже нами продается и находит положительный отклик потребителя. Мы будем расширять ассортимент присутствия товаров под брендом Юлии Высоцкой. Как я уже говорил, нас интересует направление правильного и здорового образа жизни, мы планируем развиваться в эту сторону совместно с компаниями Андрея Сергеевича. Так, уже сейчас мы обсуждаем с ним создание большого фестиваля и лектория, посвященного этой теме. Надеюсь, скоро сможем выйти к вам с конкретными проектами и рассказать о них подробней.
Еда должна быть актуальной. Большое интервью с гендиректором компании «Алендвик»