Администрация Перми представила профильному комитету городской думы проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки. Речь идет о новой редакции карты градостроительного зонирования и установления коэффициента плотности застройки.
В ходе публичных слушаний поступили предложения о дополнении проекта подзонами по предельному коэффициенту плотности застройки и корректировке норм, предусматривающих возможность установления подзон с превышающими параметрами. Об этом рассказала Ольга Немирова, заместитель главы администрации Перми – начальник городского департамента земельных отношений.
По ее словам, установление дифференцированных предельных параметров по высоте и плотности градостроительных регламентов в зависимости от видов зон связано с необходимостью создания условий для концентрации строительной активности в центральных и срединных частях города. «Построенные за последние годы жилые дома в значительной мере усилили отток населения в отдаленные районы. Это привело к неравномерному распределению плотности застройки в городе», – отметила г-жа Немирова.
Строителям разрешат возводить здания сверх предельных параметров по высоте и плотности, если территория, где планируется возведение жилья, обеспечена объектами социальной инфраструктуры. Либо они готовы профинансировать строительство таких объектов.
Ольга Немирова подчеркнула, что в городе сложилась тенденция, когда застройщики заключают соглашения и берут на себя строительство социальной инфраструктуры. Такие документы мэрией подписаны с четырьмя компаниями – «Сатурн-Р», «КОРТРОС», «ПЗСП», «Орсо групп». Общая сумма инвестиций – 1,5 млрд рублей. Однако для строительства социальных учреждений нужно средств на порядок больше. «По детским садам итоговый дефицит финансирования составляет 13,663 млрд рублей. Дефицит финансирования для решения задачи обучения в школах в одну смену – более26 млрд рублей», – рассказала Ольга Немирова.
Депутат Михаил Бесфамильный отметил, что на проект решения нет заключения управления экспертизы аппарата думы и аналитики и Контрольно-счетной палаты. Прокуратура города пока тоже не успела сформировать свою позицию. Причина заключается в том, что документы от администрации поступили поздно.
В КСП заявили, что проект «вызывает большие сомнения». «По сути, предлагается посредством Правил землепользования и застройки полномочия муниципалитета переложить на застройщиков, а в дальнейшем – на население. Социально-экономические последствия такого решения никто до конца не просчитывал. Это очень рискованная конструкция – когда устанавливаются одни параметры, но есть исключения. Еще один момент – бизнес ведь уже уплачивает налоги, которые идут на строительство инфраструктуры», – рассказали в КСП.
Депутаты поинтересовались, с чем связана такая спешка в принятии решения по этому вопросу. Ольга Немирова пояснила, что проект направлен на устранение предписания Министерства строительства Пермского края (которое надо исполнить до 1 сентября).
Депутат Вероника Куликова поинтересовалась, будут ли «привязаны» объекты социальной инфраструктуры, которые застройщикам предстоит финансировать, к тем участкам, где они возводят жилье. По мнению Ольги Немировой, правильнее не делать такую «привязку». «Появление нового объекта в системе дошкольного или школьного образования вызывает перераспределение мест в учреждениях», – отметила г-жа Немирова.
Вероника Куликова отметила, что застройщики не станут строить объекты социальной инфраструктуры в убыток. Это означает, что эти дополнительные расходы будут переложены на покупателей жилья. «Есть ли расчеты, насколько вырастет цена квадратного метра на рынке Перми в связи с таким обременением? Является ли справедливым то, что люди купили и по сути заплатили за строительство детского сада или школы, но не получат его?», – спросила Вероника Куликова. По мнению Ольги Немировой, наличие объекта социальной инфраструктуры влияет на то, как быстро продаются квартиры в домах. «На стоимость квадратного метра жилья влияет большое число факторов, сейчас одним из основных является не внесение изменений в Правила землепользования и застройки, а новые процедуры, связанные с эскроу-счетами», – отметила г-жа Немирова.
В гостях хорошо. Несколько пермских застройщиков рассматривают площадки в других регионахПервый заместитель председателя гордумы Дмитрий Малютин отметил, что видит в рассматриваемом документе и плюсы, и минусы для жителей. «Среди первых – появление социальной инфраструктуры и не только за счет муниципалитета. Но, ограничивая высотность и плотность застройки, девелопер попробует переложить увеличившиеся затраты на потребителей. Рынок устроен так, что цена находится на пересечении спроса и предложения. Это значит, что компании не станут строить дорогое жилье, если не смогут его продать», – полагает Дмитрий Малютин.
«Для администрации Перми важно, чтобы данный механизм был максимально понятным, прозрачным и согласованным с представителями профессионального сообщества. Поэтому мы приглашаем застройщиков и депутатов городской думы принять участие в разработке этого документа», – отметила Ольга Немирова.
По итогам заседания члены профильного комитета постановили обсудить данный вопрос на дополнительном заседании комитета, после которого будет принято решение о направлении проекта на рассмотрение депутатов Пермской городской думы в рамках пленарного заседания.
Михаил Бесфамильный, депутат Пермской городской думы:
– Я выступаю за то, чтобы Пермь развивалась на основании генерального плана. Первый этап реализации этого документа показал, что без ограничений город застраивался совершенно по-другому: основной объем нового жилья ушел за территории ядра застройки. Считаю правильным определиться с тем, каким мы хотим видеть город, и начать развивать его таким образом. При принятии решения о плотности застройки есть риски. Большая часть объемов введенного за последнее время жилья, приходится на те территории, которые предлагается «закрыть».
Администрация Перми, рекомендуя подобные решения, берет на себя огромную ответственность за будущий объем ввода жилья. Тот уровень, что есть сейчас, мэрия сможет поддерживать только путем вовлечения в оборот большого количества участков.