Автор: Кристина Суворова
На пленарном заседании думы депутаты должны были рассмотреть вопрос о методике формирования тарифа на проезд в общественном транспорте. Когда очередь дошла до него, глава Перми Дмитрий Самойлов взял слово и попросил перенести обсуждение на сентябрь. Он отметил, что продолжает функционировать рабочая группа по разработке тарифного меню, от депутатов поступили предложения, которые необходимо проанализировать. Г-н Самойлов поручил своему заместителю Людмиле Гаджиевой активизировать работу по данному вопросу.
Как рассказал Business Class источник, знакомый с ситуацией, несколько депутатов были категорически против принятия этого вопроса на августовском пленарном заседании. «Тема обсуждалась до последнего, консультации продолжались и в течение пленарного дня. Но стало очевидно, что депутаты не поддержат методику формирования тарифа, предложенную мэрией. Альтернатива была простая – либо снять вопрос с рассмотрения, либо оставить его в повестке, но получить голосование «против». В результате глава Перми отозвал вопрос», – отметил собеседник.
Ранее комитет по экономическому развитию рекомендовал рассмотреть вопрос о методике расчета тарифа в первом чтении. При этом управление экспертизы и аналитики предлагало отправить проект на доработку, и голосование не было единогласным. Три депутата высказались «за», один «против» и двое воздержались. Решающим стал голос председателя комитета Арсена Болквадзе.
Он отметил, что у экспертов много поправок и предложений, но при этом призвал прислушаться к доводам администрации. «Так или иначе, нужно переходить на новые правила работы и взаимоотношения с перевозчиками. Для этого необходима нормативно-правовая база. Мы не можем оставаться в стороне, а потом предъявлять претензии администрации, что не провели конкурсные процедуры на обслуживание маршрутов», – заявил председатель комитета.
По мнению депутата Александра Филиппова, всей необходимой нормативно-правовой базой для реализации транспортной реформы администрация располагает уже сейчас. «Есть действующее решение думы № 7 о порядке формирования тарифа, приказ Министерства транспорта РФ № 158 об определении начальной цены контрактов с перевозчиками и вся «нормативка» для проведения аукционов. Что касается подготовленного администрацией проекта решения, он содержит очень простую формулу формирования тарифа: в числителе – стоимость транспортной работы, а в знаменателе – пассажиропоток по данным автоматической системы учета, внедрение которой только началось. На мой взгляд, прежде чем говорить об этих расчетах, нужно провести все аукционы среди перевозчиков и получить объективные данные о пассажиропотоке. Зачем принимать жесткую «нормативку», если мы не готовы к ее реализации?» – рассуждает Александр Филиппов.
Первый заместитель председателя Пермской городской думы Дмитрий Малютин отметил, что перенос на сентябрь вопроса о методике формирования тарифа не препятствует его доработке, в том числе в рамках комитетов и рабочей группы.
«Если бы на прошедшем пленарном заседании мы утвердили порядок расчета, то в сентябре администрация могла бы выйти в думу с новым тарифом. Этот вопрос необходимо рассмотреть до октября, когда мы примем в первом чтении бюджет на ближайшую трехлетку, поскольку от величины тарифа зависит размер субсидий транспортной отрасли», – пояснил он. Таким образом, если в сентябре будет утверждена методика расчета тарифа, то в октябре – его величина, которая тут же должна быть отражена в бюджете. «Если в октябре дума не примет новый тариф, то бюджет будет сформирован исходя из сегодняшней цены в 20 рублей», – добавил г-н Малютин.
Принципиально важным моментом он назвал необходимость прийти к общему мнению по вопросам, лежащим в основе транспортной реформы, которая должна стартовать в январе. «Это не только стоимость проезда и тарифное меню, но и цена автокилометра при оплате работы перевозчиков. Еще один вопрос: продолжаем ли мы покупать транспорт, чтобы наращивать долю муниципального перевозчика на рынке? Я считаю, что это важно. Как и, конечно, требования к подвижному составу – низкопольность, экологичность и возраст автобусов. Наконец, внедрение автоматизированной системы учета пассажиропотока. От этого показателя напрямую зависит тариф, а он должен быть не виртуальным – «что хотим, то и пишем», а эмпирическим – подтвержденным расчетами. При этом необходимо установить справедливую стоимость проезда. Для этого важно договориться о распределении нагрузки между пассажиром, покупающим билет, и городским бюджетом, дотирующим отрасль», – подчеркнул Дмитрий Малютин.
По мнению Александра Филиппова, реформу отрасли нельзя будет считать состоявшейся, если в результате не изменится рынок пассажирских перевозок.
«Администрации стоит задуматься о том, как максимально конкурентно провести аукционы, чтобы разбить монополию, которая по факту существует сегодня, и привлечь на рынок других крупных игроков. Хотя бы одного, а лучше – двух-трех. Потому что сейчас перевозчики «крутят» администрацией, как хотят. Крайне слабая управленческая позиция в отрасли. Для чего мы начинали реформу, потратили миллиард на новые автобусы? Сначала администрация установила очень жесткие требования к подвижному составу, в соответствии с ними и приобрели дорогую технику для муниципального перевозчика, а сейчас смягчили условия. Сами себя высекли, получается. Такими темпами лишь бы вся реформа не свелась к оклейке автобусов цветной пленкой, а по сути: «На манеже все те же», – поделился опасениями г-н Филиппов.