Автор: Кристина Суворова
Власти полагают, что по итогам конкурсных процедур в рамках новой транспортной модели на рынок Прикамья выйдут иногородние игроки. Об этом заявлял, в частности, чиновник краевого министерства транспорта на одной из встреч с перевозчиками.
На городском уровне к созданию конкуренции местным перевозчикам призывает депутат Пермской городской думы Александр Филиппов. Он уверен, что в результате аукционов необходимо «разбить монополию, которая по факту существует сегодня, и привлечь на рынок других крупных игроков». «Хотя бы одного, а лучше – двух-трех. Потому что сейчас перевозчики «крутят» администрацией, как хотят. Крайне слабая управленческая позиция в отрасли», – отметил г-н Филиппов в разговоре с Business Class.
По мнению депутата, крупным перевозчикам интересен пермский рынок. «Есть организации, которые анализируют рынок. Компании с серьезными деньгами, способные поставить сотни автобусов», – уверен собеседник. Он считает, что прийти в Пермь могут, в первую очередь, из Москвы и Санкт-Петербурга, и возможно, из Казани, где производят автобусы.
Сразу несколько источников «bc» в качестве примера компании, которая может поучаствовать в аукционах в Перми, назвали «Питер Авто». Это один из крупнейших в России операторов наземного городского, пригородного и междугородного пассажирского транспорта. Компания работает не только в столичных регионах, но также в Карелии и Волгограде. В организации не ответили на запрос «bc» о возможности участия в конкурсных процедурах в Пермском крае.
Пермские перевозчики отмечают, что приход на рынок иногородних игроков возможен, если цена контрактов окажется привлекательной. Ту стоимость автокилометра, которую администрация называет сейчас, предприниматели считают низкой. «Когда перевозчики делали свои расчеты, исходя из фактических затрат на транспортную работу, цена получилась в 1,5-2 раза выше, чем заявленная департаментом дорог и транспорта», – отметил председатель НП «Автолидер» Александр Богданов.
Провода и проводы. Комсомольский проспект начали освобождать от проводов«Можно попытаться уложиться в заявленную стоимость, если у тебя автопарк рядом с конечной остановкой, нет «холостых пробегов», есть своя материально-техническая база, газовые автобусы, чтобы экономить на топливе, – рассуждал он. – Как заходить в аукционы и работать без собственной базы – не представляю. В курсе ли иногородние потенциальные участники, какие санкции предусматривают новые контракты? Не зная города, можно за задержки и срыв рейсов насобирать за день круглую сумму штрафов».
Собеседник вспомнил про неудачный опыт выхода на пермский рынок иногородних перевозчиков, когда департаментом дорог и транспорта администрации Перми руководил Алексей Ковыев: «Приехали, поездили друг за другом гуськом недели две и уехали».
Директор ООО «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов добавил, что при работе по муниципальному контракту за штрафными санкциями при невыполнении объемов транспортной работы может последовать даже включение в реестр недобросовестных поставщиков. По словам перевозчика, трудности одинаковы как для иногородних компаний при выходе на пермский рынок, так и для местных при работе в других регионах. «Я на такой риск не пойду. Кроме того, предприятие – это работники, автобаза, поэтому переехать непросто. Если говорить о Перми, то у нас дефицит квалифицированных водителей. Из Москвы и Санкт-Петербурга вряд ли кто-то захочет переезжать. Если только набирать людей здесь, но привлекать «столичными» зарплатами. Условия контрактов с администрацией должны быть такими, чтобы эти и другие затраты на переезд окупались», – отметил г-н Мирзамухаметов.
Перевозчик Александр Стерлягов согласен, что финансовая составляющая станет определяющей. «Если предложат выгодные условия, то и иногородние компании могут заявиться на аукционы, и пермские станут бороться за контракты. Если нет, то не исключено, что и местные попытаются выйти на рынки в другие регионы. Бизнес ищет, где лучше. В конце 2019-го – начале 2020 года аукционы будут проводить не только в Перми – на работу в рамках федерального закона № 220 переходят повсеместно. Мы следим за тем, как к этому готовятся в других субъектах – Екатеринбурге, Ижевске, Петербурге», – отметил он.
Перевозчик Валерий Ротманов рассказал, что готов рассмотреть условия работы в других регионах, если правила игры, которые утвердят в Перми, окажутся непривлекательными. «Ожидаем появления аукционной документации на обслуживание маршрутов в Перми, чтобы сориентироваться, насколько приемлемы условия работы. Естественно, в первую очередь, нам интересно продолжать работу здесь. Но если окажется, что в других регионах условия аукционов более привлекательны, и вложения окупятся, не исключаем возможности участия в них. Инвестировать нужно там, где есть перспективы», – заключил он.
Директор НП «Единый Союз перевозчиков» Михаил Ухватов отметил, что хоть у пассажирских перевозок и есть своя специфика, связанная с обслуживанием техники и требованиями к безопасности, работать все равно можно где угодно, если устраивает цена контракта. «На сегодняшний день я склоняюсь к тому, что иногородние перевозчики сочтут условия работы в Перми неинтересными. А из местных не все успеют подготовиться, например, получить банковскую гарантию», – спрогнозировал собеседник. Он рассказал, что пермские перевозчики уже выходят на другие рынки, но в части заказных перевозок. «Анализируем контракты в разных городах и регионах, с прошлого года наши перевозчики начали работать в Березниках и Омске. В сфере заказных перевозок понятнее экономика, и предприниматель точно знает, сколько он заработает», – рассказал он.
В Перми сократят маршруты автобусов №2 и №3