Автор: Ольга Полякова
На заседании комитета по развитию инфраструктуры Законодательного собрания Пермского края депутатам была представлена новая система транспортного обслуживания региона.
Заместитель министра транспорта Александр Клебанов рассказал, что проект предусматривает сохранение 165 маршрутов из 200 действующих, ликвидацию дублирующих друг друга в междугородных или муниципальных перевозках и добавление 20 новых направлений с учетом потребностей населения в медицинском и социальном обслуживании, например, таких, как «Губаха – Гремячинск», «Чернушка – Оса».
Также планируется сокращение количества транспортных средств большого и малого класса при одновременном увеличении количества автобусов среднего класса. «Это позволит более эффективно использовать подвижной состав. Предлагаемая новая транспортная модель включает 185 маршрутов, при этом мы снижаем коэффициент дублирования до 4,47 (сейчас – 4,8). В итоге ожидается увеличение годового пассажиропотока до 13,8 млн человек (в настоящее время – 13,2 млн человек). Объем транспортной работы возрастает до 59,5 млн км в год (сейчас 58,5). Прогнозируемая выручка составит 1,9 млрд рублей в год. Средства будут аккумулироваться в бюджете (при действующей модели они остаются у перевозчиков)», – заметил г-н Клебанов.
Чиновнику никто не пишет. Пермь может участвовать в программе обновления городского транспортаПредставитель минтранса пояснил, что новая маршрутная сеть покрывает агломерацию, куда входят Пермский, Краснокамский и Добрянский районы (48 маршрутов). Кроме того, она включает 47 пригородных маршрутов и 80 междугородных. В целом на линиях будут работать не 460 транспортных средств, как сейчас, а лишь 436. Один километр транспортной работы будет стоить на автобусах большого класса 62,77 рубля, среднего – 48,82 рубля и малого – 26,71 рубля.
Пилотная версия новой транспортной модели на краевом уровне будет апробироваться с середины июля 2020 года. На нее будут переведены пять маршрутов пермской агломерации и социальные маршруты, что составит 25 % от общего пассажиропотока Пермского края. До конца 2022 года на новую систему перевозок перейдут остальные маршруты, в том числе междугородные.
«Данная маршрутная сеть согласована со всеми главами муниципальных образований, она обсуждалась с населением. Все предложения мы внесли в новую схему. При расчете стоимости одного километра транспортной работы мы учли зарплату водителей, кондукторов, затраты на топливо и смазочные материалы, износ шин, расходы на ТО и ремонт. Заложили в расчеты параметры, касающиеся рентабельности и амортизации автобусов», – сообщил министр транспорта Пермского края Николай Уханов и добавил, что ведомство намерено поэтапно переходить от нерегулируемых тарифов к регулируемым.
Г-н Клебанов пояснил, что при разработке новой маршрутной сети учитывались запросы населения, дислокация рабочих и учебных мест, расселение жителей, интенсивность транспортных и пассажиропотоков. К исследовательским материалам также прилагались отчеты о продаже билетов из касс автовокзалов, использовались данные геолокации о перемещениях абонентов сотовой связи. Сбором и анализом данных по перечисленным вопросам занималось агентство дорожной информации «Радар».
Внедрение в регионе новой транспортной модели позволит решить несколько проблем, существующих в регулируемом министерством секторе: неконтролируемое повышение тарифов, высокий износ транспортных средств (средний возраст автобусов в крае – 22 года), нарушение схемы маршрута или расписания движения, отсутствие части социально значимых маршрутов.
Депутат Александр Третьяков поинтересовался объемом необходимых дотаций из бюджета. Представители минтранса пояснили, что если ранее сумма финансирования составляла порядка 2 млрд рублей, то после внедрения новой транспортной системы потребуется около 3 млрд рублей. Этот объем дотации распределяется на три года: 101 млн рублей – в следующем году, 400 млн рублей – в 2021 году и оставшиеся средства будут перечислены министерству в 2022 году. Тариф на проезд в ближайшее время пересматривать не планируется, уточнил докладчик.
Депутаты попросили обосновать необходимость выделения дополнительных средств. Оппоненты из ведомства аргументировали потребность в субсидировании внедрения новой транспортной модели тем, что в настоящее время некоторые перевозчики некачественно оказывают услуги и «жертвуют подвижным составом». «Они не платят налоги, не оформляют своих сотрудников с соблюдением норм законодательства и экономят на техобслуживании автобусов. В результате, растет статистика по ДТП и появляется информация о технической неисправности ТС», – заметили чиновники.
Информацию о новой транспортной модели обслуживания межмуниципальных маршрутов Пермского края депутаты приняли к сведению. В нее планируется внести корректировки.