Автор: Никита Диденко
На улицу Пермскую возвращается автомобильное движение. Как пояснили в Дирекции дорожного движения (ДДД) Перми корреспонденту Business Class, оно будет «успокоенным». Фактически это означает, что от идеи пешеходного квартала, который существовал здесь с 2011г., в мэрии Перми окончательно отказались.
Как рассказали в ДДД, при разработке проекта организации движения рассматривались различные варианты. «Отказу от скоростного движения способствует множество перекрестков, на которых ул.Пермская является второстепенной, неширокая проезжая часть, разрешенная парковка по обеим сторонам улицы», - пояснили в дирекции. Что касается искусственных неровностей, о которых говорили члены градсовета в прошлом году, планов по их установке больше нет.
Ремонт улицы, который начался в 2018 году, продолжится и в 2020 году. В дирекции дорожного движения Перми подчеркнули, что участок от ул. Газеты «Звезда» до Комсомольского проспекта будет приводиться к единообразному профилю. Это подразумевает сохранение автомобильного движения, расширение тротуаров, а также организацию парковки в соответствии с общими правилами зоны платной парковки.
Напомним, в августе прошлого года градостроительный совет при главе города Перми Дмитрии Самойлове, решил вернуть на пешеходную часть улицы Пермской автомобильное движение. Тогда речь шла об организации движения по одной полосе шириной 3,5 метра для проезда личного транспорта в направлении Комсомольского проспекта. Помимо этого, члены градсовета приняли решение организовать движение в «успокоенном» варианте после ремонта, что предполагает узкую проезжую часть, с искусственными неровностями, чтобы исключить быстрое движение автомобилей.
Проект решения поддерживал и Юрий Уткин, председатель Пермской городской думы. Он отметил, что улица Пермская не оправдала себя, как пешеходная. По его словам, для прогулок жители города выбирают Комсомольский проспект, обновленную набережную и другие территории. Поэтому, по его мнению, следует протестировать вариант «работы» улицы с автомобильным движением.
Развитие улицы Пермской обсуждается с самого начала ее появления. Участок ул. Пермской от Комсомольского проспекта до ул. Газеты «Звезда» сделали пешеходным в 2011 году перед фестивалем «Белые ночи». Уже тогда городские власти предполагали реализовать долгосрочную программу с реконструкцией двух кварталов – от Комсомольского проспекта до ул. Сибирской. Планировалось восстановить исторический облик улицы, замостить тротуары, отремонтировать фасады домов, построенных в XIX веке, а также переложить коммуникации. Пешеходную улицу собирались «заселить» ремесленными мастерскими, сувенирными магазинами, кафе и прочими общественными местами для горожан.
Одним из идеологов проекта выступал нынешний министр культуры Пермского края Вячеслава Торчинского. В 2012 году, будучи председателем городского комитета по культуре, г-н Торчинский заявлял, что «улица Пермская должна стать художественным пространством с круглогодичной насыщенной культурной жизнью и развитой инфраструктурой, представляющими интерес как для горожан, так и для туристов».
В 2013 году ресторатор Олег Поляков предлагал инвестировать в развитие улицы порядка 10 млн рублей. Администрации был представлен эскизный проект, описание сроков и этапов его реализации. Суть предложения заключалась в том, чтобы оживить квартал: установить новый фонтан, детские площадки, сцену, освещение, поработать над озеленением и обновить фасады домов. Однако рабочая группа администрации, рассматривающая проект, его не поддержала, несмотря на полностью частные инвестиции.
В 2014 году о развитии «пермского Арбата» власти заговорили в связи с федеральной программой развития туризма. «Пешеходную улицу необходимо довести до уровня, достойного масштабов краевой столицы, города-миллионника, крупного индустриального центра. В сложившейся группе собственников зданий, расположенных на улице Пермской, муниципалитет и край занимают, пожалуй, последнее место. Поэтому властям нужно активно взаимодействовать с собственниками этого бизнеса и создавать условия, чтобы здесь было интересно работать», – отмечал Андрей Шагап, занимавший тогда пост первого заместителя главы города. Однако взаимодействие с инвесторами не принесло видимых результатов.
В 2016 году Олег Поляков представил администрации новое предложение по пешеходной улице. Оно заключалось в том, чтобы «вдохнуть жизнь» в эту площадку, не делая глобальной реконструкции. Идея бизнесмена предполагала обновление территории, установку малых архитектурных форм. Наряду с ней обсуждался более глобальный и дорогостоящий подход, предполагающий замощение участка пешеходной улицы, перекладку инженерных сетей, привлечение к ремонту собственников зданий на этом участке. В итоге к реализации и этих планов не приступили.
Общественность и депутаты гордумы не раз критиковали пешеходную зону, предлагая вернуть по ней движение машин. Сторонники этого подхода отмечают, что территории так и не удалось стать местом притяжения жителей и туристов. Правда, власти для этого фактически ничего и не сделали.