Автор: Руслан Мавлиханов
На минувшей неделе губернатор Пермского края Максим Решетников отчитал глав муниципалитетов за некорректные ответы в социальных сетях. Свое недовольство онлайн-активностью представителей территорий г-н Решетников высказал на совете глав муниципальных образований. Он указал, что в ответах чиновников отсутствует заинтересованность.
В пример привели главу Уинского сельского поселения, который на вопрос о том, почему власти не ремонтируют старую детскую площадку, предложил ее снести, поскольку ресурсы на ремонт отсутствуют. Губернатор отметил, что понимает: большинство ответов в социальных сетях дают не сами главы территорий, а их подчиненные. «Не у всех есть сострадание к людям. Но у вас-то оно должно быть…» – высказал упрек глава региона.
В последнее время администрация Пермского края особенно сильно акцентирует внимание на значимости социальных сетей. Еще в августе Максим Решетников обязал муниципалитеты поработать над своим онлайн-присутствием. По его мнению, эта информационная площадка сегодня является наиболее удобной и оперативной для общения с гражданами. Департамент пресс-службы администрации губернатора представил доклад со статистикой работы глав территорий в социальных сетях.
В подсчете данных они ориентировались на несколько критериев: количество подписчиков глав и официальных аккаунтов территорий, а также их прирост, проведение прямых эфиров и качество ответов в социальных сетях.
Пермь без ларька и Курентзиса. Интервью с доцентом кафедры туризма ПГНИУ Сергеем МинаевымПока неясно, как краевые власти планируют отслеживать дальнейшую динамику. В августовском рейтинге представлены сведения лишь по трем сайтам (Instagram, «ВКонтакте» и «Одноклассники»), выборочно учитывается и социальная сеть Facebook. В том числе у лидера списка – администрации Перми. Более того, в некоторых муниципалитетах скрыты участники официальных групп: указано только общее число, но невозможно увидеть, кто конкретно подписан. Проверить реальность пользователей могут лишь руководители данных сообществ, но они по какой-то причине решили скрыть информацию. Часть муниципалитетов, находившихся в августе в аутсайдерах по количеству подписчиков, спустя месяц показали значительный прирост, но при отсутствии регулярных обновлений. При анализе аккаунтов, «следящих» за деятельностью территорий в социальных сетях, становится ясно, что часть подписчиков – боты.
Генеральный директор ООО «Сёть» Иван Рябухин считает, что выявить объективную статистику социальных сетей реально, однако нужно понимать, по каким критериям ее стоит оценивать. «Необходимо ориентироваться на показатели вовлеченности и уже затем – показатели обратной связи. Последние тоже можно «накрутить». А вот вовлеченность изменить уже сложнее, она учитывает все факторы функционирования площадки», – рассказал г-н Рябухин.
Особое внимание на совещании у губернатора уделили прямым эфирам. «Мы проанализировали, что за счет проведения прямого эфира происходит прирост аудитории. Значит, это важная форма публикации информации», – резюмировала глава пресс-службы краевой администрации Дарья Левченко в своем докладе. В рамках этого же выступления был сделан «выговор» главе Куединского района, который ни разу не выходил на контакт с подписчиками. За прошедший месяц этот муниципалитет так и не объявил о намерении провести прямой эфир.
При этом власти Куеды не единственные, кто не ответил на призыв губернатора. Для тех, кому не удалось активизироваться в социальных сетях, в материалах администрация есть целый раздел. К примеру, сразу в семи муниципальных образованиях закрыты комментарии в официальных группах сайтов «ВКонтакте» и «Одноклассники». В список «молчаливых» территорий вошли городские округа – Соликамский, Губахинский, Чайковский, Краснокамский; муниципальные районы – Верещагинский и Уинский; город Березники. С момента проведения совещания лишь Краснокамский городской округ открыл комментарии в социальных сетях.
В связи со сложившейся ситуацией возникает вопрос, готовы ли главы территорий к онлайн-активности. Как считает г-н Рябухин, готовы не все. «Социальные сети, безусловно, стали частью жизни, и присутствие в них необходимо. Тем не менее я бы не форсировал распространение данного ресурса на тех, кто явно не стремится к такому формату взаимодействия. На мой взгляд, ряд территорий и их руководители к онлайн-среде не готовы. Не хватает ресурсов, навыков и компетенций. В итоге вместо коммуникации по желанию мы получаем навязанную сверху активность, которая рискует оказаться неэффективной», – сказал он.
Действительно, с успехом на просьбу губернатора ответили территории, обладающие наибольшим количеством ресурсов. В первую очередь, это топ-5 рейтинга по количеству подписчиков, представленного краевым правительством. К примеру, 18 сентября свой первый эфир в Instagram провел глава города Дмитрий Самойлов. Лысьвенский городской округ, занявший 4-е место в списке муниципалитетов, вышел на связь с аудиторией уже через два дня после совещания, 30 августа. Кроме того, в пятерку лидеров вошли Чусовской и Кунгурский районы и город Соликамск. Стоит отметить, что большинство территорий с высоким количеством подписчиков проводило регулярные трансляции еще до совещания.
О том, что проведение прямых эфиров требует особой подготовки, также говорит Артем Феоктистов, главный администратор паблика в контакте «Пермь Активная».
«Прямые эфиры хоть и позволяют в реальном времени ответить на вопросы людей, однако количество этих вопросов может быть просто огромным. На протяжении всего эфира могут появляться комментарии преимущественно по одной теме. К примеру, вопросы про отопление – каждый волнующийся собственник, присоединившийся к чату, захочет получить ответ на свой вопрос. Как минимум, нужен отдельный человек, фильтрующий комментарии», – заявил г-н Феоктистов.
Большой откос – цены вопрос. Пермяки усомнились в плане реконструкции Решетниковского спускаВ заявлении властей также отмечалась необходимость своевременных и качественных ответов в комментариях аккаунтов глав и администраций. Критериями успешной обратной связи в краевом правительстве считают: краткость и ответы по существу, отсутствие перехода на личности, наличие уточняющих вопросов (при необходимости) и использование «доступного» языка при донесении информации. При этом не допускается отвечать с пустых страниц, в которых нет публикаций. «Важно не просто завести страницу, а еще и не забывать вести ее, публиковать не менее трех постов в неделю», – отметила Дарья Левченко. Как видно из скриншотов, вложенных в материалы презентации, главы муниципалитетов и их пресс-службы с данной задачей не справляются.
Некоторые районы откликнулись на призыв к активности, однако их контент состоит из многочисленных фотографий одного и того же мероприятия, выкладываемых на протяжении всей недели.
Иван Рябухин подчеркнул, что регулярность действительно является необходимым правилом онлайн-активности, однако для каждой территории должны быть установлены свои правила. «Где-то надо ставить посты каждый день, а где-то и одного раза в неделю будет достаточно. Но в любом случае это должна быть плановая работа, а не случайная вспышка активности», – считает он.
В результате спустя месяц после совещания видимое увеличение активности в социальных сетях показывают в основном те территории, которые и до этого регулярно обновляли свои аккаунты. Однако первые попытки повысить охват аудитории предприняли и замыкающие рейтинг муниципальные образования. К примеру, глава Большесосновского района пообещал проводить прямой эфир в «ВКонтакте» каждый первый понедельник месяца. Продвижения в топ-5 аутсайдеров (Косинский, Куединский, Гайнский, Александровский и Большесосновский районы) показывает Косинский муниципальный район, занимающий последнее место в рейтинге по подписчикам. 12 сентября глава территории провел первую онлайн-трансляцию.
Стоит отметить, что губернатор Пермского края Максим Решетников активно популяризирует социальные сети среди чиновников уже несколько лет. Аккаунт в Instagram он завел еще в марте 2017 года и с тех пор активно выкладывает контент.