Директор Института транспортного планирования Михаил Якимов оценил целесообразность введения в Перми дифференцированного тарифа на проезд в зависимости от способа оплаты и перспективы внедрения тарифного меню.
Михаил Якимов:
В предоставлении этой льготы есть вполне объективный экономический смысл: при безналичной оплате упрощается работа кондукторов, повышается эффективность сбора платы за проезд и исчезают затраты на инкассацию. Эта тенденция наблюдается во многих сферах. Например, не случайно банки в сотрудничестве с торговыми предприятиями дают клиентам возможность вернуть часть расходов на покупки (кешбек). Они заинтересованы в прозрачности платежей и безопасности средств и экономии на кассовых аппаратах.
РЖД подтвердили планы по запуску «Ласточки» из Перми до Екатеринбурга в этом годуЧто касается пассажирских перевозок, то в рамках новых контрактов, когда перевозчику платят за транспортную работу, продавцом услуги выступает муниципалитет. Соответственно он вправе предоставлять скидку на проезд. Если говорить о тех договорах, согласно которым выручка от продажи билетов остается у перевозчика, то в таком случае власти, вводя льготу, должны компенсировать бизнесу выпадающие доходы. Либо договориться с перевозчиком, что тот сам предоставляет скидку пассажирам. Сейчас Пермь находится в переходном периоде, когда часть маршрутов работает по новым контрактам с оплатой транспортной работы, а часть – по старым.
Внедряемая в городе новая транспортная модель – это комплекс мероприятий, включающий изменение организационной и финансовой стороны отрасли, корректировку маршрутной сети, обновление подвижного состава и внедрение тарифного меню. Оно предполагает как льготные, так и гражданские проездные, на определенное количество поездок и без лимита с разным сроком действия.
Я думаю, предложенное на сегодня решение о тарифных планах – не последнее, и это нормальная практика. Тарифное меню может пересматриваться не только в процессе его принятия, но и после утверждения, чтобы максимально учесть интересы горожан. Изменения маршрутной сети ориентированы на то, что увеличение количества пересадок будет компенсироваться новыми формами оплаты. Каждый пассажир при совершении поездки станет не только иначе выстраивать маршрут, но и выбирать из тарифного меню тот инструмент, который выгоден ему сейчас.
Напомним, администрация Перми подготовила проект о повышении цены проезда до 26 рублей и предоставлении скидки в размере 2 рублей при оплате по безналу. Изменения могут начать действовать с 1 декабря.
Об эксперте:
Михаил Якимов – доктор технических наук, профессор кафедры «Организация и безопасность движения» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, директор Института транспортного планирования, член Общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта», член Общественного совета при Ространснадзоре.