Автор: Руслан Мавлиханов
Глава российского правительства Дмитрий Медведев обязал Роспотребнадзор пересмотреть методику определения уровня шума возле аэропортов. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на протокол совещания премьер-министра.
Согласно документу, СанПиН, на основе которого устанавливаются подзоны аэропортов, устарел. Правила приняты еще в советские годы. Методика предполагает оценку негативного воздействия шума самолетов на граждан по среднему уровню максимального и эквивалентного шума днем и ночью. Если хотя бы один из показателей превышен, то место считается непригодным для постройки жилья. В новом проекте предлагается опираться лишь на один критерий – эквивалентный шум. В результате радиус приаэродромных территорий, которые нельзя застраивать, может заметно сократиться.
Последствиями застройки близлежащих к аэропорту земельных участков являются ограничение развития аэропорта в будущем, а также пагубное влияние экологических условий на здоровье потенциальных жителей этих районов.
Ранее Business Class публиковал комментарии специалистов о том, что продолжительное проживание в зоне повышенного шума негативно влияет на состояние человека. «Основным неблагоприятным фактором, определяющим риск для здоровья населения, является авиационный шум. У людей возможны нарушения со стороны нервной системы (расстройство сна, нервозность, вегетососудистая дистония), сердечно-сосудистой системы (повышение кровяного давления, ишемическая болезнь сердца), понижение слуха. В некоторых случаях вредные эффекты могут возникать уже через 5-10 лет постоянного проживания в условиях повышенного уровня шума», — сообщал директор Центра эколого-гигиенической оценки рисков здоровью населения Артур Шарифов.
Сесть на канат. Французская компания Poma готова построить в Перми канатную дорогуСтоит отметить, что это не первый случай, когда правительство предпринимает попытки изменить правила застройки потенциально опасных для здоровья людей земельных участков. Министерство транспорта России также разработало законопроект, который может привести к сокращению площади приаэродромных территорий (ПАТ).
В новом законе Министерство транспорта России предлагает устанавливать ПАТ с шестью подзонами вместо семи. Радиус седьмой зоны составляет большую часть прилежащих к аэропорту земельных участков, поэтому в случае принятия данного закона «Большое Савино» может лишиться значительной части приаэродромной территории. На данный момент строительство в седьмой подзоне обязательно должно согласовываться с Росавиацией, однако новый законопроект предполагает выход данной земли из-под контроля организации. Без надзора Росавиации девелоперы смогут застроить территорию жилыми домами.
ПАТ – это территория вокруг аэропорта радиусом 30 км с особым режимом использования. Изначально в ПАТ может быть установлено семь подзон – от первой, на которой разрешено строить только объекты для воздушного движения, до седьмой, на территории которой разрешается строить все кроме жилья, поскольку уровень шума и загрязняющих веществ в этой зоне, как правило, превышает норму.
Принятие данного законопроекта также может повлечь за собой и другие поправки в законодательстве. В 2018 году Президент России одобрил изменения в Воздушном кодексе, согласно которым владельцы близлежащей к аэропортам частной недвижимости могут потребовать компенсацию с аэропортов в случае строительства новых взлетно-посадочных полос. Предполагается, что собственники могут обратиться за компенсациями в связи с тем, что на упомянутых землях строить совсем нельзя или можно, но с ограничениями. Жители домов, где превышен допустимый уровень шума, даже имеют право потребовать переселения за счет аэропортов. В том случае, если данная территория выйдет из под контроля Росавиации, данные правила могут потерять свою актуальность.
Сейчас перечень ограничений использования земельного участка седьмой подзоны устанавливается решением уполномоченного органа, т.е. Правительством Российской Федерации.
Аварийный лидер. Пермский край – один из лидеров по объему аварийного жилья в РоссииВ Управлении Росреестра по Пермскому краю сообщили, что ситуация еще может измениться, поскольку на данный момент законопроект не внесли на рассмотрение. «В настоящее время законопроект не внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации, а в ходе обсуждения в трех чтениях он также может неоднократно претерпеть изменения. Учитывая изложенное, сделать вывод о возможности или невозможности строительства жилых домов можно будет только по результатам принятия закона», – сообщили в организации.
Прочие ведомства не склонны комментировать новые законопроекты. В Росавиации Business Class перенаправили в Министерство обороны РФ. Спустя месяц ответ на вопрос о том, реальны ли риски застраивания приаэродромных территорий жилыми домами, от Минобороны так и не поступил.
Еще раньше, в 2017 году, был принят закон, согласно которому каждый аэропорт должен разработать собственный проект ПАТ, согласовать его с регионом и утвердить в Росавиации. На данный момент до сих пор неизвестно, выполнил ли пермский аэропорт эти требования. В пресс-службе международного аэропорта «Пермь» на запрос Business Сlass о готовности расчетов новых подзон не ответили.